26 фур шымкентской компании не могут проехать через границу в Китай

26 фур шымкентской компании не могут проехать через границу в Китай

24 ноября, 2020 Выкл. Автор Анна Цурканова

Через границу в Китай не могут проехать 26 фур шымкентской компании, сообщает vera.kz

Огромные убытки несет предприятие по переработке шерсти «Шымкент-кашемир». 26 фур, которые загружены 520 тоннами обработанной шерстью и люцерной, не могут проехать таможенный пункт «Нур жолы» на границе с Китаем. Из-за этого предприятие не может выполнить контракт, который был подписан с китайской стороной на сумму 230 млн тенге. Из-за простоя фур срываются контракты, и бизнесмен еще вынужден оплачивать простои водителям, которые застряли на таможне.

Причиной скопления фур называют усиление мер санитарного контроля со стороны Китая. Страна ужесточила правила перехода границе и выставила требование по обязательной обработке грузов, уточняют в Палате предпринимателей Шымкента. Первые трудности при прохождении границы возникли еще летом, когда китайская сторона сократила автомобильные переходы до 50 машин в сутки. Сейчас на границе скопилось около 600 грузовиков, говорят в Палате, а на территорию Китая в сутки могут попасть только около 60 машин, причем 40 из них обязательно должны быть пустыми для того, чтобы экспортировать товар с китайской стороны. Предпринимателей возмущает, что при такой обстановке на границе фуры с китайской стороны беспрепятственно заезжают на казахстанскую территорию.

«Палата обратилась в центральный аппарат НПП «Атамекен» с просьбой выйти на правительство и снять ограничения на перемещения, что в свою очередь снимет напряжение на казахстанско-китайской границе и разгрузит пункт «Нур жолы». НПП озвучила проблему на совещании под председательством Первого заместителя Премьер-Министра РК А. Смаилова, который отметил, что экспорт казахстанских товаров должен быть в приоритете. Несмотря на то, что данный вопрос находится на контроле правительства, шымкентские фуры так и не сдвинулись с места. Причина – китайская сторона не торопится идти на контакт», — отметил заместитель директора Палаты предпринимателей г. Шымкент Адилжан Даткаев.

Завод по переработке шерсти «Шымкент-кашемир» на территории свободной экономической зоны был запущен 10 лет назад. Все это время он работал на экспорт, ведь спрос на мытую шерсть в Казахстане так и не появился. К тому же все эти годы предприятие работает только на 10% от своих возможностей. Кроме проблемы с фурами на границе завод не может получить кредит в сумме 300 млн тенге из-за пандемии и проволочек с законом о свободно экономических зонах.
Есть и другие трудности.

«Ежегодно у нас проблема в том, что мы загнаны в неконкурентоспособную среду тем, что у нас в стране облагается экспортной пошлиной на мытую шерсть. Ни в одной стране экспортной пошлины нет. Ни в евразийском союзе, ни в Европе нет. А у нас есть 10% экспортной пошлины на общую сумму. Мы на 10% ниже стоим, чем соседние страны», — рассказывает заместитель директора ТОО «Шымкент-кашемир» Санат Шаганбекулы.

Напомним, к банкротству вместе с предприятием приближаются и крестьянские хозяйства, которые больше 10 лет сдавали шерсть. Таких по стране около 3 тысяч. Единицы из них отдали состриженную весной шерсть под честное слово бизнесменов, что когда продукцию продадут, то с фермерами рассчитаются. Правда, это тоже не выход и прогноз не утешительный – сельское хозяйство теряет шерстяное направление. Уже многие овцеводы переходят на мясное направление.

Последние новости Шымкента: