Последнее слово подозреваемых во взрывах в Таразе прозвучало в суде
13 октября, 2023Все подсудимые не признали вину и просили суд их оправдать, сообщает vera.kz
Сегодня суд шымкентского военного гарнизона заслушивал последнее слово подсудимых по делу о взрывах в воинской части в Таразе. Обвинения предъявлены 6 военнослужащим. Четверо офицеров обвиняются по статье 453 УК РК в халатном отношении к службе. Однако, и.о. воинской части Аслан Бакытжанов и его заместитель Руслан Несипкалиев обвиняются еще и по статье 462 УК РК «нарушение правил обращения с оружием, а также веществами и предметами, представляющих опасность для окружающих, повлекшее смерть двух и более лиц». Им прокурор запросил по 6 лет, других двоих офицеров – освободить от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения лица к уголовной ответственности.
«Уважаемый суд, было доказано что моей вины там нет. С предъявленным обвинением я не согласен. Учитывая, что со стороны воинской части и лично с моей стороны все вопросы по неисправностям и недостаткам были доложены вышестоящим штабам. Но если данное управление, вышестоящий штаб, не приняли меры на должном уровне, я считаю, что моей вины тут нет. Прошу вас меня оправдать и восстановить на воинской службе», — сказал в последнем слове Аслан Бакытжанов.
Напомним, взрывы в воинской части 28349 МО РК в Жамбылской области прогремели в конце августа в 2021 году. Взрывная волна повредила массу домов в близлежащих населенных пунктах и ощущалась за десятки километров от места ЧП. На месте сразу погибли 18 военных и пожарных, 80 местных жителей получили различные травмы и им понадобилась медицинская помощь. Судебный процесс начался в мае этого года. Суд изучил 100 томов уголовного дела и опросил почти 300 свидетелей и потерпевших. Двое главных подозреваемых с марта 2022 года находятся в следственном изоляторе. Прокурор запросил для рядовых Ерболата Туранова и Асета Ашербай по 13 лет.
«В то время к нам пришли следственные комитетчики и сказали: «Ты – солдат-пешка, угомонись. Возьми на себя и покажи, что вот этот солдат». Я что после этого должен молчать?! Должен сказать: «Да, да, это правда»?! – говорит 20-летний подсудимый Ерболат Туранов.
«Мы этого не делали и все это знают. Мы не виноваты. Уважаемый суд, прошу нас оправдать, мы же в ходе следствия доказали свою невиновность. Надеемся на ваше справедливое решение», — говорит подсудимый Асет Ашербай.
По версии следствия, именно они закинули горящую тряпку в склад, чем спровоцировали пожар и взрыв. Защита же считает обвинение несостоятельным. Мало того, что нелогично совершать такое преступление, когда через месяц уже заканчивается срочная служба в рядах вооруженных сил, говорит адвокат Сагадат Амир. Более того, парни, немного отдохнув, пошли служить в эту же часть по контракту. Правда, потом их признали подозреваемыми и арестовали.
«На счет моих подзащитных хочу сказать, что есть 4 основых столпа в уголовном процессе которые должны быть: объективность, объективная сторона, объект преступления, субъект преступления. Когда все эти стороны присутствуют, то можно считать, что вина доказана и выносить приговор, что человек имеет к этому отношение. Но в этом деле эти стороны не совпадают друг с другом. Умысла здесь нет никакого. Какой может быть умысел у ребят, которые через месяц должны были уволиться? Они уволились, а потом опять поступили туда на службу? Да, если бы они это совершили, они бы, наоборот, убежали», — рассказывает адвокат Сагадат Амир.
Все обвинение, поясняет защита, строится в основном на словах сослуживца о том, что он их якобы видел на месте ЧП. Мало того, что быть около склада – это не значит его поджечь. Так еще и во время судебного следствия удалось доказать обратное, да, и во время эксперимента доводы следствия тоже не подтвердились. Адвокат говорит, что действия, прописанные в обвинительном акте подсудимые совершить не могли потому, что на это требовалось времени больше, чем горела промасленная тряпка, которую они якобы закинули в склад.
«Мой подзащитный должен был закинуть горящий предмет в склад, тут тоже не сходится. Там есть решетка на окнах, там трехуровневая защита. Сначала стоит сетка рябица, потом остекленное окошко и решетка. Туда человек проникнуть не может. Следствие указывает на то, что он закинул рукой и огонь попал на ящики, в которых хранились взрывчатые вещества, произошел пожар и все взорвалось. Но учитывая раасстояние от стены до ящиков, при любом раскладе он не мог это сделать. Там было 60 см от стены и сама стена 60-70 см, это почти полтора метра до ящиков. Промасленную тряпку он якобы поджог и выкинул туда. Но если делать действия, которые расписаны в обвинительном акте, то на это потребуется время, за которое уже тряпка догорит», — говорит адвокат.
Теперь суд будет оценивать доводы и обвинения, и защиты. Судья ушел в совещательную комнату. Приговор ожидается на следующей неделе.
Последние новости Туркестанской области:
- Ущерб на 3,7 млрд тенге нанесли государства сотрудники отдела образования Шардаринского района
- За хищение при модернизации уранодобывающего предприятия осуждена группа лиц в Сузакском районе
- В Арысском музее открылся уникальный раздел для саперов
- Подведение итогов и чествование саперов: праздничное собрание прошло в Арысе
- Суд в Таразе. Процесс вышел на финишную прямую