Платная дорога — платные нервы. История о поездке по трассе Шымкент–Алматы

Платная дорога — платные нервы. История о поездке по трассе Шымкент–Алматы

28 июля, 2025 Выкл. Автор Анна Цурканова

Спецкор vera.kz решил на личном опыте проверить, соответствует ли реальность статусу «платной дороги». 

Спецкор Vera.kz отправился в поездку по одной из самых загруженных и важных автомагистралей страны — трассе Шымкент–Алматы, чтобы выяснить, соответствует ли реальность статусу «платной дороги». Впереди сотни километров, десятки участков с ограничениями и тысячи сомнений, действительно ли мы платим за комфорт, или все же за собственное терпение? В этом репортаже всё, что увидели, почувствовали и зафиксировали.

Мы привыкли думать, что платная дорога — это гарантия качества. Мол, заплатил и получай ровный асфальт, чёткую разметку, безопасные обочины и комфорт в пути. Но реальность оказалась далека от обещаний. Недавно мы проехали по трассе Шымкент–Алматы и обратно — дороге, которая давно позиционируется, как часть современной инфраструктуры. Проезд здесь платный, деньги снимаются автоматически, а вот сервис как будто остался в 90-х.

Ремонт на ремонте — но без рабочих

Главное впечатление от поездки — бесконечные ремонтные участки, которые тянутся десятками километров. Казалось бы, если ремонт идёт — значит, что-то делается. Но ни по пути туда, ни по дороге обратно мы не увидели ни одного рабочего, ни одной единицы техники. Просто установлены знаки ограничения скорости, разрыты участки, лежит строительный мусор и тишина. Складывается ощущение, что работы начаты только формально, лишь бы огородить участок и создать видимость процесса. А потом затишье, возможно, на недели или месяцы. При этом водители ежедневно теряют время, рискуют машинами и платят за это из своего кармана.

Ограничительные знаки — прямо перед ямами

Ситуацию усугубляет некачественная организация безопасности. Ограничительные знаки часто устанавливаются вплотную к выбоинам или сужениям, без запаса расстояния. Иногда ты просто не успеваешь среагировать: знак — и сразу яма. Особенно это опасно ночью или при плохой видимости. В некоторых местах на поворотах или в тенях прячутся настоящие ловушки для подвески. И никакие платные «гарантии качества» здесь не работают. Ты сам себе защитник.

Патрульные машины — с нарушениями и странной тактикой

Ещё один неприятный момент. На протяжении пути мы неоднократно встречали патрульные автомобили, замеряющие скорость, но ехали они без включённых проблесковых маячков, что прямо нарушает ПДД Республики Казахстан. Согласно правилам, патрульная машина при несении службы на трассе должна быть обозначена — это требование безопасности, а не формальность. Водитель должен иметь возможность заранее видеть, что впереди работает полиция. А когда это делается втихаря, создаётся впечатление, что задача — не профилактика, а сбор штрафов.

На нескольких участках патрульные машины создавали искусственные заторы, ехали впереди потока на скорости 90–100 км/ч, в тех местах, где разрешено двигаться до 110 км/ч. Это, казалось бы, небольшое снижение скорости, но в условиях платной трассы, где всё должно работать на оперативность, такая тактика только тормозит движение. Многие водители не решались обогнать патрульную машину, опасаясь штрафа или провокации. Итог — затяжное «паровозное» движение и потеря времени. Зачем так делать, неясно. Если это профилактика, то она вызывает раздражение, а если это демонстрация контроля, то она работает против доверия.

Остановки: туалет по цене кофе

Да, есть пара остановок с более-менее приличными условиями. Например, несколько точек вдоль трассы оборудованы платными туалетами по 100 тенге, в них хотя бы чисто. Однако, это скорее исключение, чем правило. Основная масса так называемых «зон отдыха» — это грязные, неухоженные площадки с уличными туалетами, куда просто невозможно зайти. Вонь, мусор, антисанитария такие, что даже подойти ближе трёх метров неприятно. В условиях жары это превращается в настоящую проблему, особенно для семей с детьми или пожилых пассажиров.

Самая большая опасность — ночью

Но всё вышеперечисленное — это ещё не самое страшное. Настоящая опасность подстерегает в тёмное время суток. И она не только в ямах, неосвещённых участках и плохой организации движения. На трассе массово используются неотрегулированные или запрещённые фары, особенно на легковых авто и грузовиках. Многие машины слепят встречный поток так, будто включили сварочный аппарат. У грузовиков часто дополнительные фары направлены прямо в глаза. Многие водители, вообще, игнорируют нормы взаимного уважения на трассе и не переключают дальний свет при приближении встречного транспорта. Это не просто неприятно — это смертельно опасно. Водитель, ослеплённый на высокой скорости, может допустить фатальную ошибку, особенно если рядом нет разметки, а дорога в ремонте. Почему органы не реагируют на это массовое нарушение, остаётся загадкой. Без ответов останется и вопрос, почему не штрафуют за установку нелегальных ламп и игнорирование правил? По этой трассе каждый вечер едет огромное количество семей, и любая ошибка может стоить жизни.

Риск столкновения с лошадьми

К этому добавляется ещё один тревожный фактор: животные на трассе. Настораживают пастбища вблизи проезжей части, где лошади свободно пасутся в нескольких метрах от дороги, а иногда и прямо на ней. Никаких ограждений, предупреждающих знаков или заградительных барьеров нет. Это — реальная угроза лобового столкновения, особенно в ночное время, когда видимость ограничена. Подобная халатность может привести к смертельным последствиям как для водителей, так и для животных.

Инфраструктура на троечку

Платная дорога — это ещё и про сервис: АЗС, кафе, зоны помощи, освещение. Но часто приходится ехать десятки километров в надежде найти хотя бы минимальные удобства. И вот главный вопрос, который не покидает на всём пути, за что мы платим? Где тот комфорт, где уровень обслуживания, соответствующий платной дороге?

Когда дорога покрыта ямами, ремонт не движется, рабочие отсутствуют, безопасность не обеспечена, туалеты не функционируют, а патрульные тормозят поток, при этом фары на трассе ослепляют водителей — это не платная трасса, а платное разочарование и риск. Мы не против платных дорог, если они соответствуют стандартам. Но в случае трассы Шымкент–Алматы складывается ощущение, что деньги берут по инерции, а про обязательства забыли.

Хочется верить…

Да, мы понимаем, что трассы требуют обновления. Но если дорога не соответствует стандартам — её нельзя считать платной. Платишь — получаешь услугу. А не обещание, что «потом сделаем лучше». Поездка по трассе Шымкент–Алматы в 2025 году — это не про комфорт. Это про напряжение, усталость, риск и чувство несправедливости.

И главный вопрос не меняется: Где наши деньги, господа? И кто вообще следит за безопасностью на этой дороге?

Для справки:

В Казахстане функционируют 25 платных дорог. В прошлом году сумма сборов составила 48 млрд тенге. В этом году планируют собрать 78,5 млрд тенге.

В Казахстане за первые шесть месяцев 2025 года зарегистрировано 15 698 дорожно-транспортных происшествий — это на 54% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

В результате аварий пострадали 22 346 человек, из них 955 — погибли.

Больше всего ДТП зафиксировано на трассах республиканского значения — 1 401 случай. Здесь пострадали 3 146 человек, ранены — 2 791, погибли — 355.

https://kazlenta.kz/101457-pechalnaya-statistika-za-polgoda-na-dorogah-kazahstana-pogibli-pochti-tysyacha-chelovek.html