Беспрецедентный приговор озвучен экс-начальнику колонии в Шымкенте

19 апреля, 2019 Выкл. Автор admin

Молодой статный мужчина в зал заседаний зашел вместе с родными. «Домашний арест» позволял ждать приговор суда дома с близкими. На первом ряду сидений для участников процесса, еле сдерживая рыдания, сидела женщина. Чем ближе подходило время выхода судьи, тем громче становился ее плач.

Все события, новости и происшествия Шымкента тут.

Предыстория истории

На скамье подсудимых 38-летний полковник юстиции Айтжан Бакиров. С сентября 2012 года по март 2014 год он был начальником исправительного учреждения ИЧ 167/3, известной в народе «31-ой зоны». Во время службы в этой колонии мужчина и попал в поле зрения спецслужб. Еще в 2014 году КНБ возбуждает в отношении Айтжана Бакирова уголовное дело, передает его в прокуратуру, а надзорный орган направляет в Агентство по коррупции. После трех лет расследования дело прекратили, но осудили ряд других сотрудников и осужденных этого учреждения. И вдруг неожиданно в 2018 году уголовное дело в отношении экс-начальника ИЧ 167/3.

Все события, новости и происшествия Шымкента тут.

Айтжану Бакирову предъявили обвинение по семи статьям Уголовного Кодекса РК. Здесь и халатность, и превышение должностных полномочий, и присвоение государственных средств путем мошенничества, и пособничество, и едва ли не покровительство транснациональному преступному сообществу. Суд почти все обвинения разбил в пух и прах.

История о том, как тюрьма превратилась в Лас-Вегас

В марте 2015 года много шума наделала история о том, как бывшие чемпионы Казахстана превратили шымкентскую колонию в «столицу азартных игр». Тогда сразу 6 закоренелых преступников, а в прошлом лучших борцов страны, наладили в ИЧ 167/3 игорный бизнес. Деньги от выигрышей успешно перечисляли в воровскую казну. В ней на 10 июня 2014 года собралось 8 млн тенге. В Москве эти деньги, по данным следствия, получал известный криминальный авторитет Жора Ташкентский.

Играли осужденные не только в карты. Денежные ставки принимали и во время игр в нарды, шахматы и даже в спортивных мероприятиях. В суде все уверяли, что играли только на интерес. Вот только у спецслужб были неопровержимые доказательства, правда, чтобы получить их пришлось разобраться во всех отработанной до мелочей схеме преступников. Как оказалось, делать банковские переводы в Москву помогала масса людей и за пределами колонии. Победитель любой игры должен был 30% от выигрыша перечислить в воровской общаг. Родные и знакомые делали эти переводы на свободе, поэтому и сложно было спецслужбам быстро найти доказательства. Повезло им спустя 2 месяца. Тогда с документами о переводе задержали одного из посредников и клубок начал распутываться. Доказательством того, что 6 человек были участниками транснациональной преступной организации, стали телефонные переговоры с вором в законе. В суде тогда стало известно, что осужденные спокойно разговаривали по сотовому телефону и даже устраивали конференции между бараками.

«Кабылбаев посредством конференц-связи связывался с вором в законе и говорил, что деньги собрались. Когда мы проходим мимо учреждения, у нас работают заглушки, а у них почему-то они не работают. Наверное, у них свои технологии», — рассказывал в 2015 году судья Даурен Мадалиев.

Тогда все осужденные были осуждены: кто-то еще на 12,5 лет, а кто-то на 16 лет. Тогда же в поле зрение спецслужб попал и начальник колонии, в которой процветал игорный бизнес. Правда, до суда в отношении полковника юстиции дело дошло только в феврале 2019 года.

Недоказанные обвинения

Органы досудебного следствия на предъявление обвинений, похоже, не скупились. Они заподозрили Айтжана Бакирова в том числе и в халатности. По материалам дела, в 2012 году в ИЧ 167/3 проводились учебные стрельбы. В эту пору были похищены 500 патроном пистолета «Макарова». За это в те годы был осужден сотрудник учреждения, который за эти стрельбы и отвечал. Он патроны похитил и спрятал у себя дома. Начальника же тюрьмы обвинили в том, что он халатно выполнил свои служебные обязанности и не утвердил акт списания, хотя якобы должен был проверить.

«Суд посчитал, что в действиях подсудимого по этой статье состава преступления нет. Он пришел в это учреждение в сентябре 2012 года. При нем стрельбы проводились только один раз, и на тот момент действовал приказ министра внутренних дел о том, что начальник учреждения не отвечает за эти стрельбы. Специальный человек составляет все акты, списывает все через бухгалтерию. В том, что акт не подписал, вины Бакирова нет. Эту обязанность начальникам учреждение приказом министра вернули 26 декабря 2012 года. Но тогда патроны уже были похищены», — рассказывает судья Абинур Карабаев.

Не удалось доказать в суде и обвинения по статье 177 ч.2 «Присвоение государственных средств путем мошенничества». Начальника тюрьмы подозревали в махинациях с телевизорами. Оказалось, что в апреле 2012 года по конкурсу госзакупок для зоны должны были приобрести 10 телевизоров. В конкурсе право на поставку выиграло ТОО «МегаСтройхаус». Компания уже и договор подписала, но вдруг что-то пошло не так.

«Следствием до сих пор не установлено, какая же женщина позвонила представителю компании и сказала, что мол, телевизоры они уже приобрели и они им не нужны. С денег возьмите процент, а остальное нам верните. Представитель компании сделал, как и просили. А потом еще раз, когда его попросили таким же способом «поставить» в зону 2 телевизора. Кто его просил так сделать, до сих пор неизвестно, хотя прошло уже 6 лет», — рассказывает Абинур Карабаев.

Между тем, в колонии неожиданно появляются 11 телевизоров. Им даже выдали инвентарные номера. Только вот позже выяснилось, что куплены они были за счет средств воровской казны, а кто похитил бюджетные деньги, до сих пор неизвестно.  

«В то время осужденный Кабылбаев смотрел за воровской казной. Смотрящим был другой человек. Вот согласно первичным показаниям Кабылбаева, смотрящий приказал ему из воровской казны выделить деньги и купить телевизоры, мол, начальник учреждения так сказал. В ходе следствия свидетель меняет свои показания и говорит, что ему не смотрящий сказал, а сам оперативный сотрудник. За это время этого сотрудника привлекли к уголовной ответственности. Однако не за то, что он так говорил осужденному, а за то, что он незаконно принял эти телевизоры и на склад положил», — рассказал судья.

На деле не нашлось никаких доказательств того, что именно подсудимый Бакиров распорядился закупить телевизоры на деньги из воровской казны. Основное обвинение полковнику юстиции предъявлено по статье 28-5 «Пособничество». 38-летнего начальника колонии подозревали в том, что он помогал осужденным вести переговоры по сотовому телефону с руководителем транснациональным преступным сообществом. В обвинительных заключениях речь шла даже о том, что он был пособником в том, что эти осужденные и вступили в транснациональную преступную группировку и финансировали ее.

«Бакиров был начальником учреждения с сентября 2012 года по март 2014 года. А как установлено в материалах дела и приговором предыдущих судов, переговоры с вором в законе велись 10 июня 2014 года. В это время Айтжан Бакиров в колонии уже не работал. Деньги же перечислялись 11 июня 2014 года. Получается, мы не можем сказать, что он был пособником», — рассказал Абинур Карабаев.

В итоге, по шести статьям подсудимый был оправдан.

Приговор застал врасплох.

Подвела полковника юстиции только статья 361 ч.1 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями». По этой статье межрайонным специализированным судом по уголовным делам города Шымкента Бакиров признан виновным. Однако суд учел, что преступление было совершено в 2013 и 2014 годах, и уже истек срок давности привлечения к уголовной ответственности.

Беспрецедентный приговор озвучен экс-начальнику колонии в Шымкенте

«Это преступление является преступлением небольшой тяжести. Согласно уголовного кодекса по таким преступлениям срок давности привлечения к ответственности является 2 года, то есть он истек в 2016 году. Поэтому Бакиров был признан виновным, но был освобожден от ответственности в связи с истечением срока привлечения», — рассказал судья.

В вину Бакирову вменяют то, что он будучи начальником колонии позволил осужденным, которые отбывают наказание, организовать азартные игры. Он, говорит судья Абинур Карабаев, не препятствовал этому процессу и закрывал глаза, мол, тем самым злоупотребил своими служебными полномочиями.

«В ходе суда подсудимый не признал свою вину. Он уверял, что не знал, что ведутся игры. Но приговором суда 2015 года было установлено, что игра велась. Об этом даже свидетельствовали материалы негласных спецмероприятий сотрудников КНБ. Они прослушивали телефоны осужденных и выявили, что идет игра, и деньги собираются. Если бы мы привлекли Бакирова к уголовной ответственности и назначили ему наказание, то в данном случае мы должны были его лишить воинского звания и права занимать такие должности. Но так как он освобожден от ответственности, он не является судимым», — рассказал Абинур Карабаев.

Приговор в законную силу еще не вступил. Кроме того, суд вынес частное постановление в отношении следователей.

Все события, новости и происшествия Шымкента тут.