Телефонные мошенники становятся изобретательнее – как защитить себя?
25 декабря, 2025Генеральная прокуратура бьет тревогу, передает vera.kz со ссылкой на t.me/GenPr
Генеральная прокуратура Республики предупреждает граждан о резком росте активности телефонных мошенников и призывает к повышенной бдительности. В этом году аферистам уже удалось обмануть более 6,1 тысячи человек, и методы злоумышленников становятся все более изощренными.
Несмотря на новые схемы, основные принципы обмана остаются прежними. Часто используется так называемый «код 1414», и вот как это происходит:
Схема обмана с «кодом 1414»:
- SMS-сообщение: Вы получаете SMS с кодом от короткого номера «1414».
- Первый звонок: Мошенники представляются сотрудниками госорганов, банков или курьерских служб и просят продиктовать полученный код, ссылаясь на необходимость подтверждения личности или транзакции.
- Второй звонок: Сразу после этого вам звонят лже-сотрудники службы безопасности банка, полиции или даже КНБ. Они сообщают, что предыдущий звонок был от мошенников и что из-за продиктованного кода якобы могут быть списаны деньги или оформлены кредиты. В отдельных случаях общение происходит по видеосвязи для большей убедительности.
- Кульминация обмана: Вам предлагают оформить «безопасный» займ и перевести средства на «безопасный счет», чтобы защитить ваши деньги. Именно на этом этапе происходят реальные хищения и оформление мошеннических кредитов на ваше имя.
Новые меры безопасности:
Ранее мошенникам достаточно было ввести номер телефона жертвы, чтобы инициировать отправку SMS с короткого номера «1414». Однако, теперь доступ к системам, использующим SMS-шлюз «1414», возможен только с применением биометрической аутентификации (FaceID), электронной цифровой подписи (ЭЦП) или QR-кода (eGov QR). С декабря текущего года системы, не внедрившие указанные требования, отключены от SMS-шлюза «1414».
Что делать, чтобы не стать жертвой:
Генеральная прокуратура призывает граждан к максимальной бдительности и напоминает о следующих правилах:
- Никогда не сообщайте коды из SMS, данные карт или пароли по телефону, даже если звонящий представляется сотрудником банка или госорганов.
- Не существует никаких «безопасных счетов» для перевода денег. Это уловка мошенников.
- Будьте внимательны к подозрительным звонкам. Если у вас возникли сомнения, прервите разговор и перезвоните в банк или соответствующую организацию по официальному номеру, указанному на их сайте или в документах.
- Соблюдайте правила кибергигиены: используйте только официальные приложения и сервисы, проверяйте ссылки и уведомления.
- При малейшем подозрении на мошеннические действия – обращайтесь в полицию.
Генеральная прокуратура призывает граждан быть бдительными и не давать злоумышленникам шанса на успех. Помните: ваша внимательность – лучшая защита от мошенников.
Новости Казахстана:
- Телефонные мошенники становятся изобретательнее – как защитить себя?
- ТОП — 5 пошаговых рецептов имбирных пряников для встречи Нового года 2026
- OneCredit — заметный игрок микрофинансового рынка Казахстана
- Изменения в налоговом пороге РК
- Топ-10 фильмов, которые идеально скрасят готовку оливье и «шубы» к Новому Году 2026!



