На грани уничтожения памятник историко — культурного наследия на юге Казахстана
7 августа, 2019 Выкл. Автор adminНа юге Казахстана на грани уничтожения памятник историко — культурного наследия. Капитальный ремонт здания железно-дорожного вокзала в Арыси грозит уничтожить объект.
Картина молотом
Вокзал города Арыси, построенный 115 лет назад, масштабный ремонт превратил в большую строительную площадку. Рабочие уже сняли краску и штукатурку с фасада и занимаются кровлей здания. Кипит работа и внутри вокзала. Пол начали покрывать мраморной плиткой, а стены упаковывать в гипсокартон. Правда, до этого со стен сняли штукатурку с росписями, которые появились на стенах вокзала больше века назад. Уже утрачены и расписные потолки. От такого ремонта в ужасе даже рабочие. Заявляют, что все это больше похоже на варварство.
«Я, когда приехал из Шымкента и все это увидел, я бы даже матом сказал. Кто этот проект подписал, его расстрелять надо. Это же исторический памятник! Как так можно?! Это варварство, иначе и не скажешь! Вот посмотрите, роспись уже под гипсокартон ушла. Я в шоке. Это же можно было реставрировать. Зачем это рушить?!», — сокрушается электрик Агзам Арипжанов.
Вокзал незначительно пострадал во время взрывов снарядов в конце июня. В здании были выбиты стекла и двери, кое-где посыпалась штукатурка. Эти последствия были зафиксированы журналистами через неделю после ЧП.
Однако лица, ответственные за восстановление вокзала, мелочиться не стали и затеяли большой ремонт. Известно, что работы в здании ведет «Самрук казына». Первый заместитель председателя правления АО «Фонд недвижимости Самрук Казына» Арман Жетписбаев ситуацию пообещал прокомментировать, а пока чиновникам пришлось разъяснять, что во главе угла привести вокзал в рабочее состояние, а его историческая ценность, похоже, дело второстепенное.
Что мы имеели
Здание железнодорожного вокзала и привокзальной площади Арыси историки называют бесценными для края. Говорят, что с архитектурной точки зрения это шедевры начала 20-го века. В одном из последних интервью в своей жизни вокзалами Арыси и Туркестана восхищался известный краевед страны Кенес Исмаилов.
«Строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги было ценно не только с исторической, но и с экономической точки зрения. Было это обусловлено и политической стороной вопроса. Это были новоприобретенные территории Российской Империи. Нужны были коммуникации и было принято решение о строительстве этой железной дороги. Это было мощное строительство. Его можно сравнить с появлением Суэцкого и Панамского каналов, со строительством «Транссиба». Эта дорога решала очень много вопросов и была первой железной дорогой, которая соединяла европейскую часть континента с азиатской. Строительство было начато в 1902 году и завершилось в 1907 году», — рассказывал Кенес Исмаилов.
В ту пору, рассказывает краевед, вокзалы решили строить по единому проекту, как в Арыси и Туркестане. Вокзалы там получились красивые, богато украшенные архитектурными элементами, а потому оказались дорогостоящими. Говорят туда ушло столько денег, что, вообще, встал вопрос о замораживании финансирования самой железной дороги. Поэтому все остальные железнодорожные станции строили скромнее.
Привокзальные площади в Арыси и Туркестане оказались первыми в регионе микрорайонами, которые застраивались еще и с необходимой инфраструктурой, рассказывал краевед Кенес Исмаилов. Были и водонапорные башни, и жилые дома вокруг вокзала, а в Арыси была построена даже больница, которая работает больше ста лет.
«В Арыси все больше сохранилось. Правда, там были утеряны, так называемые, царские дома на станции Арысь-2. Мы в 2004 году, когда делали экспедицию, мы тогда обратили внимание, что тех домов уже нет. Правда, там сохранилась функционирующая больница, а в Туркестане, например, водонапорная башня. Вообще, нельзя рассматривать эти два объекта друг от друга. На всей этой железной дороге эти два вокзала – практически один проект. С архитектурной точки зрения это шедевры начала XX века. На юге Казахстана не сохранились такой красоты здания. Поэтому эти вокзалы, как памятники архитектуры не имеют цены. Когда мы смотрим на арысский и туркестанский железнодорожные вокзалы, мы понимаем, что видим те же здания, что были больше ста лет назад. Это меня всегда восхищает», — рассказывал Кенес Исмаилов.
Во время интервью историк не раз подчеркивал, что здания эти не только красивые, но «строились на века». Им не нужна была реконструкция, а всего лишь реставрация, как и любым объектам Лувра или Версаля. Реконструкция, говорил Кенес Исмаилов, это всегда новодел, после которого объект может потерять свою историческую ценность. Несколько месяцев назад никто даже представить не мог, что зданию арысского железнодорожного вокзала придется пережить не просто реконструкцию, а капитальный ремонт.
Спасти или реконструировать
Масштабный ремонт на историческом объекте руководителей Туркестанской области и города Арысь нисколько не настораживает. Наоборот, они их целиком поддерживают. Мол, важно было восстановить работу вокзала, говорит заместитель акима области Косман Айтмухаметов, и недоумевает, что же там такого уже разрушили рабочие.
«Там все было повреждено. Там было все черное, половина было разлетевшееся. Стекла были разбиты, стены были вынесены. Целый зал ожидания невозможно было смотреть. Внутри все было в копоти. Давайте мы вам провезем вдоль железной дороги, где есть дома 1904 года, которые все пострадали. Там тоже таблички висят, что они находятся под охраной государства. И что теперь? Нам нужно было не делать? Нам нужно было восстановить нормальное движение поездов. Нам дал президент 4 месяца, чтобы все восстановить. Да, может мы какие-то согласительные элементы упустили, но этот вокзал он не будет потерян, как исторический объект. Мы сделаем его в том же состоянии, в котором он был тогда», — заявил заместитель акима Туркестанской области Косман Айтмухаметов.
Правда, уже сейчас на больше части стен уничтожены росписи, а стены в помещениях уже украсил гипсокартон. Замакима не смог уточнить, получили ли они разрешительные документы на проведение именно таких работ на объекте, который включен в Государственный список памятников истории и культуры местного значения Южно-Казахстанской области.
«Если он включен в Государственный список местного значения, тогда он попадает под защиту действующего закона «Об охране объектов историко-культурного наследия». Если он включен в список, тогда он приобретает правовой статус, как памятник со всеми вытекающими последствиями. Первое правило –должен сохраняться первоначальный облик этого здания. Согласно закону любые работы, осуществляемые на памятнике, могут осуществлять лица, имеющие соответствующую лицензию на проведение реставрационных работ. И по согласованию с местным органом власти, в данном случае акиматом города», — рассказывает директор НИИ проектного исследования филиала РГП Еркебулан Тогмагамбетов.
Организация, не имеющая лицензию на проведение реставрационных работ, к памятнику подпускаться не должна. А то, что здание вокзала в Арыси имеет большую историческую ценность, сомневаться не приходится. В том самом государственном списке памятников истории и культуры Южно-Казахстанской области, датированном 2010 годом и подписанным тогдашним акимом Аскаром Мырзахметовым, железнодорожный вокзал указан вторым пунктом. Более того, это здание входит в целый ансамбль, в котором еще и служебный корпус, и дом отдыха, и здание библиотеки, и водонапорная башня, и жилой дом, и застройка улицы МПС. По идее, все эти объекты города Арысь охраняются государством.
Последние новости Туркестанской области:
- Новое назначение в Туркестанской области
- Закладчики наркотиков стали использовать магнитики
- Туристический кошмар: 40 человек стали жертвами обмана в Туркестанской области
- Подозреваемые в краже аккумуляторов на 6 млн тенге задержаны в Туркестанской области
- Гвардейцы в Туркестане задержали подозреваемого в краже
- Молодые солдаты прошли крещение огнем
- В Туркестанской области солдаты прошли «обкатку танком»