Нарушений на 24 млн тенге ежедневно фиксируют «Сергеки» в Шымкенте
30 декабря, 2021«Сергеки» в Шымкенте ежедневно фиксируют нарушений на 24 млн тенге, сообщает vera.kz
Чуть больше месяца прошло с тех пор, как в Шымкенте запустили все «Сергеки». Видеокамеры, работающие в автоматическом режиме, запустили на 100 перекрестках города и в 200 местах вдоль дорог. Всего работают 1677 средств автоматической видеофиксации нарушений правил дорожного движения. И за это время уже есть первые сборы штрафов и полезные наблюдения.
«Всего функционируют 1677 устройств в автоматическом режиме. Когда только камеры запустили, фиксировали по 2000 – 2500 тысячи нарушений в сутки. Сегодня фиксация снизилась до 1500 нарушений в сутки. Большинство нарушений связаны с превышением скоростного режима. В день камеры фиксируют нарушений на 22-24 млн тенге, с 50%-ной скидкой составляет 11-12 млн тенге», — рассказали в пресс-службе департамента полиции Шымкента.
Камеры «Сергек» в Шымкенте заработали в середине ноября. Эту систему видеоконтроля создали два брата Кайрат и Асет Ахметовы. Они родом из Павлодара. Один из них IT-инженер, а другой – физик. Их разработка уже внедрена в Алматы, столице, Атырау, Усть-Каменогорске. В Шымкенте «Сергек» два года был в виде пилота и городу не стоил ни копейки. Теперь же из бюджета на покупку камер и программного обеспечения было выделено 4 млрд тенге. Еще по миллиарду Шымкент будет платить каждый год за обслуживание системы. Основная цель проекта – приучить водителей соблюдать скоростной режим и за месяц работы «Сергеков» стало заметно, как водители сбросили скорость. Редакция издания vera.kz публикует интервью с одним из разработчиков – Асетом Ахметовым.
Vera.kz: Какая разработка была до «Сергека»? Интернет-кафе в расчет не берем.
Асет Ахметов: Мы постепенно росли в направлении Smart City, начиная от инфраструктуры. Интернет-кафе в начале и беспроводная корпоративная сеть на весь город с лицензированной частотой, как итог. На базе этого предоставлялись связанные услуги, администрирование, корпоративная телефония. Параллельно росла экспертиза в разработке программного обеспечения: от разработки сайтов и образовательных мобильных приложений и до крупных систем класса B2B и B2G. Мы занимались CRM-системами, IP-телефонией, безопасностью (монтаж локальных сетей, камер), предоставляли услуги провайдера интернета и почтовых серверов. В 2013 году мы начали экспериментировать с внутренними “стартапами”, прокачивая перспективные идеи и передавая их в автономный рост и акселерацию. Таким проектом стал «Nommi» — аппарат, сочетающий в себе аккумуляторный зарядник, беспроводную точку доступа, модем с поддержкой eSIM и сервисной подпиской. Он строился на краудфандинге и является одним из примеров казахстанского устройства, которое продается за рубежом, в том числе в США. У нас была уже не маленькая IT-компания, которая занималась полным спектром IT-услуг и проект “Сергек” стал логическим продолжением, потому что к его созданию мы накопили достаточно компетенций.
Vera.kz: В жизни произошло ли что-то личное, что с подвигло обратить внимание именно на дорожную безопасность и скоростной режим. Или это просто была незанятая ниша и вы решили занять?
Асет Ахметов: В жизни, к счастью, ничего такого не происходило, но социальная значимость проекта очень высокая. Обеспечивать безопасность людей, используя технологии, это миссия нашей компании. Все наши сотрудники живут в казахстанских городах поэтому это не только стратегическая, но и личная задача для каждого. И, помимо социальной нагрузки, это ещё и интересная разработка, которая даёт возможности профессионального развития.
Vera.kz: В данное время ваши программисты работают над улучшением «Сергека». В чем это улучшение будет проявляться? Только ли ящики с содержимым станут компактнее, или изменится функционал?
Асет Ахметов: Наши разработчики постоянно улучшают “Сергек”, чтобы быть актуальными. Сложно оставаться продвинутой компанией, не занимаясь новыми разработками и “прокачкой” продукта. Например, на телефон, который вы купили, постоянно приходят обновления. И это нормально — постоянно делать обновления с учетом новых технологий и возможностей. Это мы делаем и с нашим проектом. Если остановиться в развитии, начнешь отставать и станешь неконкурентоспособным. Улучшения в “Сергек” добавляются постоянно по трем направлениям. Первое — это улучшение эксплуатационных характеристик. Мы мониторим много показателей системы, вплоть до внутренней температуры отдельных элементов, и работаем над тем, чтобы они работали надежнее и качественней. Второе — это улучшение основной программы. Искусственный интеллект “Сергек” постоянно переобучается, чтобы лучше и точнее фиксировать события, при этом потреблять меньше энергии. Третье — это управленческий функционал. Периодически заказчику требуется какая-то аналитика, добавляются отчеты и прогнозы, интеграции могут обновляться и т.п. Но в целом функционал для водителей практически не меняется. “Сергек” все так же бдительно фиксирует нарушения.
Vera.kz: Перечислите, какие нарушения фиксируют «Сергеки» и автоматические, и стационарные?
Асет Ахметов: По проекту в разных районах Шымкента установлены 1 500 камер общественной безопасности. Все они имеют выход в Центр оперативного управления. Через эти камеры сотрудники полиции могут визуально контролировать ситуацию и реагировать при необходимости. Информация с камер помогает полицейским раскрывать разные преступления, как административные, так и уголовные. На дорогах города установлено 300 аппаратно-программных комплексов. Они будут фиксировать такие нарушения ПДД: превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение линий дорожной разметки, например, наезд на стоп-линию, неправильное перестроение перед перекрестком, а также остановку и стоянку транспорта в запрещенных местах.
Vera.kz: Расскажите о безопасности «Сергеков». Какой контроль проверки безопасности они прошли? Могут ли посторонние лица повлиять на работу «Сергеков», попасть в их мозг, так сказать?
Асет Ахметов: Система “Сергек” проходит аттестацию Государственной технической службы КНБ РК на информационную безопасность, где проверяется надежность и чистота установленных программ, закрытость сети и чистота программного кода. Мы, возможно, единственная такая система, которая предоставляет исходный код на проверку безопасности, включая искусственный интеллект. Все эти и многие другие шаги закрывают контур работы системы от внешнего мира, тем самым обеспечивая безопасность.
Vera.kz: Когда ваши друзья просят вас научить их обхитрить сергеки, что вы им говорите?
Асет Ахметов: Друзья такого не спрашивают, потому что понимают значимость соблюдения правил и серьезность нашей разработки. Но надо понимать, что проще заплатить штраф, чем пытаться что-то с ним сделать. Все пути, когда стараются обхитрить систему, незаконны и могут привести к более серьезным последствиям, чем само по себе нарушение ПДД.
Vera.kz: Когда вам говорят о ваших «агашках», и упрекают в том, что используете китайские камеры, мол, своего ничего нет. Как реагируете и что отвечаете людям?
Асет Ахметов: Когда проект такой большой и на слуху, то он обрастает всякими байками. Кто-то всерьез верит, что есть какие-то связи, что “Сергек” китайский и данные утекают куда-то за границу. Мы мониторим средства массовой информации и социальные сети, читаем то, что о нас пишут. Спустя четыре года после старта проекта в столице, мы видим, что большая часть людей с пониманием относятся к продукту, и негативных комментариев становится все меньше и меньше. Но так или иначе они бывают. Обычно мы пытаемся вежливо и логично донести до человека суть, если человек не хочет слушать, то не тратим на это время. Невозможно ответить на каждый комментарий в социальных сетях. Мы тесно сотрудничаем со СМИ и открыты, как для общения, так и для конструктивного диалога. За наш проект говорит официальная статистика снижения числа погибших в ДТП и количества преступлений в общественных местах.
Vera.kz: Могут ли «Сергеки» дать сбой, в каких случаях, и как быть автовладельцам? Как быть автовладельцам в ситуациях, когда, например, вышел из строя светофор или на перекрестке стоит регулировщик, а «Сергеки», по идее, работают. Что будет происходить в ЦОУ с фиксациями нарушений в таких ситуациях? По какому телефону могут обратиться автовладельцы с вопросами или предложениями?
Асет Ахметов: Сбои бывают. В основном они связаны с такими простейшими вещами, как отсутствие электричества. Если, например, ночью не было подано электропитание на столб, и электрозаряд батареи закончился, то всё, что произойдет, камера не зафиксирует нарушения до тех пор, пока питание на участке городского освещения не восстановят. При всех спорных ситуациях в каждом предписании есть номер телефона, по которому может обратиться автовладелец. На серверах хранятся не только фотографии, но и видеозаписи нарушения, которые помогут полицейским разрешить спорные ситуации. “Сергек” оборудован обзорной камерой, которая берет “контекст” нарушения. Например, то что вы объезжали ДТП, пропускали скорую, руководствовались сигналами регулировщика. И сотрудник полиции, который принимает решение подписать предписание, видит этот контекст. Если вдруг пропустит, вы можете его обжаловать.
Статьи, нарушение которых фиксируют «Сергеки», можно прочитать по ссылке:
https://vera.kz/kakie-narusheniya-budut-fiksirovat-novye-kamery-v-shymkente/
Последние новости Шымкента: