Около 800 школьников защищают научные проекты в Шымкенте

Около 800 школьников защищают научные проекты в Шымкенте

28 ноября, 2024 Выкл. Автор Анна Цурканова

В городе проходит конкурс научных проектов, сообщает vera.kz

Почти 800 старшеклассников шымкентских школ защищают свои научные проекты. Они несколько месяцев вместе с научными руководителями работали над своими исследованиями, а теперь должны достойно представить их экспертом. Правда, сначала каждая работа прошла проверку на антиплагиат. Это обязательная процедура и в этом году ее выдержали 800 работ из 3500 представленных на конкурс.

«Проверка на антиплагиат показала, что проекты написаны самими детьми. Работу было важно оформить и выбрать актульную тему. Очень интересны работы, которые вызывают интерес с точки зрения стартапа. Обычно они могут решать проблемы региона, города. Есть проекты, которые предлагают способы решения экологических проблем Шымкента», — рассказывает директор центра «Дарын» Раушан Джеренова.

В этом году защиту проектов решили сделать по международным стандартам и собрать детей всех вместе. Спортивный зал частной школы переоборудовали – для каждого ребенка установили стол, чтобы он мог на нем расположить презентацию работы. Именно такой форматы работы предусмотрен на республиканском уровне, поэтому и в Шымкенте готовят детей к новым условиям защиты. Школьникам дается 10-12 минут с учетом вопросов от жюри и ответов. Уложиться с докладом в идеале нужно в 7 минут и все это в присутствии не только судей, но и соперников.

Работы принимались по нескольким секциям. Проекты писали любители космоса, исследователи искусственного интеллекта, экологи, математики, химики и гуманитарии. Кто-то сделал проекты по актуальным для страны темы – развитие кризисных центров в стране, защита цифровых прав и авторского права. Егор Курносов – ученик 10 класса гимназии № 1 решил в своем исследовании выявить сходство и различия между казахским правом во времена Казахского ханства с принципами англо-саксонским и романо-германским правом и найти их следы в современной судебной системе. Подросток изучил историю казахского права и западных систем, а потом вместе с руководителем анализировали и сопоставляли.

«У нас есть три свода законов в истории. Они не выдумывались, то есть никто не сидел и не писал эти законы. Они создавались на основе того, какие решения судами уже выносились по тем или иным делам. После процессов, кто-то записывал, и они понимали, что так делать можно, а так нельзя. Эти решения судов биев являлись судебным прецедентом. И как мы знаем судебный прецедент является главной основой в англо-саксонской модели. У нас решения биев были судебными прецедентами и были источниками права для последующих решений, на основе которых формировалась судебная практика», — рассказывает Егор о своем проекте.

Рассказал школьник о том, как в 14-ом веке в Великобритании зарождалась высшая инстанция на основе канцлеровского суда. Туда могли пожаловаться обычные люди на решения суда, с которыми не согласны. Аналог Верховного суда Казахстана был и в Казахском ханстве, говорит подросток.

«В казахском праве тоже было такое. Кто не соглашался с бием, мог обратиться к верховному бию. А бии каждый год собирались вместе и обсуждали судебную практику. По факту это то, что хотят ввести в Казахстане в июле 2025 года, когда у нас хотят реформировать Верховный суд в том плане, что он теперь не будет рассматривать судебные решения, а в первую очередь, будет формировать судебную практику», — говорит Егор Курносов.

Есть общее у казахского права и с романо-германской системой. Школьник выяснил, что в законодательстве этой системы в основе лежит деление права по отраслям. У казахского права такое тоже всегда было. А еще объединяет наличие понятий «смягчающие обстоятельства» и «отягчающие обстоятельства». Мол, в Казахском ханстве жёстко наказывали тех, кто совершал преступления в своем ауле и днем, а не ночью.

«Тогда тоже суды смотрели на мотив преступления и обстоятельства. Нам важно смотреть на международный опыт, но учитывая, что есть и общее, нужно смотреть и на то, что есть в нашей истории. Были принципы гласности и оспаривания судебных решений. Важно и сейчас развивать эти принципы, которые нам завещали наши предки», — резюмировал свою работу Егор Курносов.

Ученица 11 класса Алия Жубай взялась за исследование проблемы человеческого капитала в Казахстане. Девушка сравнила ситуацию в нашей стране с тем, как обстоят дела в других странах. Для развития человеческого капитала важно делать ставку на образование, здравоохранение, занятость. Правда, в Казахстане все это пока неидеально.

«Я провела анализ и сравнила Казахстан с европейскими странами и странами постсоветсткого пространства. В итоге, Казахстан наряду с развитыми странами уступает позиции. По сравнению с постсоветскими странами занимает чуть выше место. У Казахстана индекс человеческого капитала ниже, чем в странах развитых, но ниже, чем в среднеразвивающихся странах. У нас индекс человеческого капитала составляет 0,63, а идеальный индекс – 1. Ни такой индекс не имеет ни одна страна в мире. Самый высокий индекс у Сингапура – 0,88. Казахстан занимает 61-ое место в мире. За 30 лет достигнуто многое, но есть еще над чем работать», — резюмировала свое выступление школьница.

У авторов лучших работ в каждой номинации будет возможность представлять Шымкент на республиканском этапе. Правда, для этого каждый победитель городского тура должен будет сдать тестирование по профильным предметам, а его работа пройти экспертизу у еще одних специалистов.