Почти 5 тыс школьников приняли участие во втором туре республиканской олимпиады

Почти 5 тыс школьников приняли участие во втором туре республиканской олимпиады

19 декабря, 2025 Выкл. Автор Анна Цурканова

Два дня школьники боролись за право пройти в следующий этап, сообщает vera.kz

Во втором туре республиканской олимпиады для старшеклассников участие приняли 4937 человек. В первый день свои знания демонстрировали ученики по предметам естественно-матеметического направления, а во второй день – по предметам общественно-гуманитарного направления. В районном этапе участвуют победители школьных турниров.

Школа № 145 в первый день стала площадкой для любителей информатики. Для участия каждому из 350 учеников были предоставлены ноутбуки и флеш-накопители. Сотовые телефоны, смартчасы и прочие гаджеты просили оставлять еще на входе, так как пользоваться ими было категорически запрещено.

На выполнение заданий школьникам дали 3 часа и все это время педагоги и приглашенные студенты ходили вдоль рядов и наблюдали за процессом, чтобы исключить попытки списывания. Так в первый день бдительному педагогу удалось не допустить использования смарт-часов одной из участниц.

В школе № 141 в первый день проходила олимпиада по математике. 485 учеников были размещены за рабочими столами в спортивном зале. Желающих принять участие было так много, что столами было заставлено все помещение. Учеников рассадили так, чтобы рядом не встретились ученики одной школы или одного и того же класса, то есть девятиклассников сажали между десятиклассниками и одиннадцатиклассниками.

Несмотря на то, что на входе в корпус был установлен металлоискатель школьникам как-то удалось пронести сотоые телефоны, смарт-часы и микрокалькуляторы. Наблюдатели неоднократно напомнили детям, что пользоваться ими запрещено и предложили сдать на время проведения олимпиады. Самые ответственные отдали свои гаджеты, но некоторые пытались использовать. Как стало потом известно, результаты двух участников были аннулированы, так как дети были замечены с сотовыми телефонами. Причем одна из учениц воспользовалась телефоном в туалете. Организаторы составили акты и больше не допустили детей до олимпиады.

Листы для ответов школьникам начали раздавать за 10 минут до начала олимпиады. Затем каждому раздали задания. За 180 минут необходимо было решить 5 задач. Уже на следующий день стало известно, что большинство участников с заданиями не справились. Многие получили «ноль» баллов, что зафиксировано в протоколах. Не было тех, кто правильно решил все задачи. Все ответы и протоколы с баллами находятся на интернет-ресурсе «Дарын».

Во второй день в школе № 145 олимпиадные задания выполняли знатоки предмета «основы права». Свои силы решили попробовать 250 учеников. Ребятам необходимо было выполнить письменное задание и при себе им разрешалось иметь только ручку и карандаш, запрещено было даже проносить тонкие тетрадки. Школьникам также раздали листы для ответов, пару листов для черновиков, а также листы с заданиями.

Здесь также не обошлось без отстранений от олимпиады, так как у одной участницы педагог обнаружил шпаргалки. Ее результаты были аннулирован, что было зафиксировано в экзаменационном листе. Кроме того, были найдены шпаргалки еще на одной парте, но ученик, который был на этом месте, успел закончить свою работу, сдать ее и покинуть зал. Еще один молодой человек поздно сдал свою работу, о чем тоже была сделана отметка в экзаменационном листе.

Во время сдачи олимпиады детям позволяли уходить в уборную в сопровождении взрослых. Одному из участников стало плохо, у него открылось носовое кровотечение, после оказания медицинской помощи, мальчик вернулся к выполнению заданий. Организаторы заявляют, что если родители сомневаются в честности проведения олимпиады, то они могут в кабинете методистов запросить видеозапись и просмотреть ее.

Во второй день в школе № 141 собрались любители истории Казахстана. Таких оказалось около 500 человек. Планировалось, что участникам предстоит писать эссе на заданную тему, однако, уже утром организаторам стало известно, что республиканский научно-практический центр «Дарын» Министерства просвещения изменил задания. На этот раз школьникам была предложена тема, а к ней 5 вопросов, которые необходимо было раскрыть, основываясь на современных реалиях и историческом прошлом страны. За каждый правильный ответ жюри начисляло 10 баллов, всего можно было набрать 50 баллов. При ответах, также учитывалась грамотность ребят.

Листы с ответами первые ученики начали сдавать через 40 минут после начала олимпиады.
Одновременно олимпиада проводилась на базе 6 школ Шымкента. В школе № 146 сдавали географию и русский язык в школах с казахским языком обучения. В школе № 148 были ребята, которые выбрали физику, русский язык и литературу, казахский язык в школах с русским языком обучения. В школе № 2 «Talant» сдавали химию и иностранные языки, а в школе № 4 «Talant» биологию, казахски язык и литературу.

Во втором этапе олимпиады количество призером и победителей составит 45% от общего числа участников по каждому предмету и классу. Если участники набирают одинаковые баллы, то количество призеров и победителей может быть увеличено по решению жюри.
Для участия в городском этапе олимпиады от каждого класса и предмета будут отобраны по 15 школьников, которые набрали наибольшее количество баллов.

В этом году школьная олимпиада проводится не самостоятельным центром «Дарын», а отделом управления образования Шымкента. В 2025 году акимат принял решение объединить пять центров, работающих по разным направлениям, в один методический центр. По данным заместителя акима Шымкента Сарсена Куранбека такое решение подзволило и штат сократить, и деньги сэкономить, и больше медалей на олимпиадах и научных конкурсах заработать.

«Когда создали «Дарын» дали 31 штатную единицу. Только на командировочные расходы, в том числе за границу, были потрачены 32 млн тенге. В штате центра работал религиовед, журналист. Ну, вот как они могут заниматься подготовкой ученика по тому или иному предмету к республиканской или международной олимпиаде. У меня были вопросы. К тому же расходы увеличивались, а эффект упал. На международных олимпиадах ни одного места не было. Сейчас мы объединили с методическим центром, сократили штат, но у нас появились призовые места на международной олимпиаде», — сказал Сарсен Куранбек на брифинге.

В качестве доказательств замакима приводит цифры. До появления отдельного центра «Дарын» шыкентские школьники на республиканских олимпиадах получили 5 золотых, 5 серебряных и 14 бронзовых медалей. Когда в городе действовал центр «Дарын» ученики получили одно золото, 9 серебряных медалей и 10 бронзовых. Урожайным для Шымкента был прошлый учебный год, когда центр «Дарын» перестал быть самостоятельным и стал частью методического центра. Тогда ученики Шымкента завоевали 6 золотых медалей, 12 серебряных и 36 бронзовых на республиканских олимпиадах. Кроме того, появились достижения и на международных интеллектуальных турнирах. Школьники привезли одно золото, 10 серебряных и 10 бронзовых медалей.

При таких результатах нет смысла отдельно создавать центр «Дарын», говорит Сарсен Куранбек. Однако, есть необходимость добиваться прозрачности и честности при проведении районных и городских олимпиад, чтобы на республиканский уровень попадали, действительно, талантливые и умные школьники, которые смогут побороться за медали с конкурентами из других регионов.