Рестораторы Шымкента возмущены условиями работы в карантин

Рестораторы Шымкента возмущены условиями работы в карантин

3 сентября, 2020 Выкл. Автор Анна Цурканова

Условиями работы в карантин возмущены рестораторы Шымкента, сообщает vera.kz

На колоссальные убытки жалуются владельцы ресторанов, кафе, ночных клубов, баров, столовых. Ресторанный бизнес Шымкента переживает сейчас не лучшие времена. В городе 1500 заведений в сфере общепита. 400 из них уже закрылись, не выдержав драконовских мер. Остальные пытаются выжить, и вынуждены даже были обратиться в Палату предпринимателей за поддержкой.

Владельцы ресторанов, ночных клубов, кафе, караоке-баров собрались обсудить накопившиеся проблемы. Молчали и терпели полгода. Теперь уже все на пределе. За это время кто-то расстался с ценными кадрами, кто-то пытался переформатировать работу и настроить доставку. Но все делали одно – подсчитывали убытки.

«Потери колоссальные на текущий момент. Выручка очень сильно упала, порядка на 60%. В сам период пандемии мы работали на доставку, но доставка никак не спасала. Мы этим занимались, чтобы поддерживать свой персонал. Мы на этом не зарабатывали, да и сейчас больших денег мы не зарабатываем. Мы просто пытаемся сохранить наш ресторан, рабочие места. Понимаете, по Казахстану 230 тысяч работников общепита и оставить всех людей без заработка это не совсем правильно», — говорит  управляющий директор ресторана The Secret. Айгуль Телеубаева.

Ресторанная индустрия по время карантина пострадала очень сильно, говорят бизнесмены. И речь не только о заведениях. В убытках и весь смежный бизнес, среди которых поставщики продуктов, алкоголя. Работа общепита была парализована в Шымкенте с первых дней карантина. Если не запрещало постановление главного санитарного врача, то проверяющие и мониторинговые группы делали все для того, чтобы заведение закрылось, вспоминают бизнесмены.

«Мы в апреле, вообще, не работали, хотя формат позволял. Но проверки и издевательства просто довели нас до такого состояния. Предпринимателей начали сажать в каталажку на 3-7 суток. Уже нервы не у кого не выдерживали. Я никогда не забуду это тяжелое для меня время. Это был кошмар, мне казалось, что я сплю. Мы закрылись. Мы не выдержали этой ситуации. В мае сеть наших магазинов мы запустили, к проверкам уже были готовы, надрессированы в плане соблюдения санитарных норм. Это уже входит в привычку – ношение масок, измерение температуры, соблюдение дистанции», — рассказывает генеральный директор сети кондитерских «Ладушки» Светлана Лугина.

Спустя несколько месяцев простоя санэпидемиологи заведениям работать разрешили. Правда, загнали их в такие рамки, что проще закрыться, чем работать. Рестораторов возмущают не требование установить санитайзеры и проводить обработку, а необходимость ограничивать количество посетителей до 30 человек.

«Нам уже пришлось закрыть одно заведение в Алматы. Мы не смогли больше платить аренду, учитывая, что мы не работали. Здесь даже при нашей максимальной посадке 150 человек мы еле-еле концы с концами сводили. А с посадкой 30 человек, как это оговорено в постановлении, мы не вытянем не то, чтобы аренду, а даже одну четвертую часть расходов мы не перекроем. Самое для меня страшное, что мои люди уже полгода сидят без работы. Многие сейчас закрываются. Я вижу эту тенденцию. У нас есть рекламное агентство, и я вижу, сколько людей просят снять вывеску потому что они не могут себе позволить и теряют бизнес, людей и деньги» — говорит владелица ночного бара «Наш бар» Мария Брезинская.

Ограничение по количеству посетителей бизнесмены называют кабальными и неуместными. Уже сейчас только в одном заведении долгов на 2,5 млн тенге по зарплате и поставщикам. Поэтому бизнесмены предлагают обращать внимание на площадь, ведь если 30 человек посадить в зале на пятидесяти квадратных метрах это еще теснее, чем 150 человек на трехстах квадратных метрах.

«Взять нашу сферу деятельности, ту же кухню туалеты, где все покрыто кафелем, который прекрасно обрабатывается хлоркой антисептиком,. Та же кухня – где рабочая поверхность нержавейка и очень легко поддается обработке, посадочные места, которые тоже прекрасно поддаются обработкам. Там, где мы можем выдерживать эти сан нормы – нам не дают работать. Где не выдерживаются саннормы, там скопления людей, которые дышат нос к носу, там прекрасно все работают», — говорит владелица ряда заведений Юлия Куриленко.

Возмущение у рестораторов вызывает режим работы. Мол, в 23.00 двери нужно закрыть. Правда, бизнесмены говорят, им требуется еще час, чтобы убраться, но уже в 23.05 на пороге могут появиться и выписать огромный штраф. К слову, эти штрафы изрядно подкосили и без того сложное положение заведений.

«Думаю, не для кого не будет секретом, что отрасли общественного питания и гостиничного бизнеса оказались в сложной ситуации в период пандемии, на сегодняшней по всему Казахстану закрылось более 30% -40% заведений, причем закрылись уже безвозвратно. Мы хотим обратиться к главе государства по представлению налоговых каникул, подчеркиваю налоговых каникул не отсрочки по налогам, а именно  налоговых каникул до конца 2021года. И по временному режиму у нас просьба, чтобы дали возможность работать ресторанам до 24 часов времени. Опять же мы не учли тот факт, что по Казахстану очень много столовых, которые согласно постановлению начинают работать  с десяти утра, а им работать нужно часов с 8, чтобы подготовить завтраки людям», — говорит член Регионального Совета Палаты предпринимателей г. Шымкента.

Президент ОЮЛ «Национальная Ассоциация предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса «HoReCa Казахстан» Игорь Копайлов.

В данное время в Шымкенте 1500 заведений. 400 из них закрылись и неизвестно, смогут ли они вернуться к работе.

Автор Анна Цурканова

Последние новости Шымкента: