Ситуация с дизельным топливом в Шымкенте возмущает владельцев АЗС и перевозчиков

Ситуация с дизельным топливом в Шымкенте возмущает владельцев АЗС и перевозчиков

24 августа, 2022 Выкл. Автор Анна Цурканова

Дефицит солярки и ее стоимость возмущает и рядовых водителей, и бизнесменов, сообщает vera.kz

Квест по поиску дизельного топлива в Шымкенте вынуждены каждый день проходить водители городских автобусов. Почти 40% шымкентских перевозчиков заправляют автобусы соляркой и могут часами ее искать. Сегодня, возмущаются транспортники, дизельного топлива они получили в три раза меньше, чем нужно. Под угрозой остановки 300 автобусов.

«Потребность городских автобусов в сутки составляет 35-40 тонн. Последние две недели обеспечение идет с сильными перебоями. Наш «Автоимпульс» должен заправляться ежедневно 2-2,5 тыс литров, а сегодня нам дали 500 литров. Что это такое? 5 машин заправились, а 15 – нет. У нас 300-330 машин заправляются соляркой. Неизвестно, какое завтра положение будет. Где будем заправляться? Хватит уже издеваться над пассажирским транспортом. Водитель должен заправляться утром или вечером в определенном месте. А если он не зальет, то вынужден ездить по городу в поисках солярки. А когда ему отдыхать?», – возмущается руководитель ассоциации пассажироперевозчиков Шымкента Дархан Каюпов.

Пассажироперевозчики, владельцы АЗС и нефтебаз сегодня пытались выяснить у специалистов из профильного министерства и давальческих компаний, почему с дизелем складывается такая обстановка. Причем не первый раз, а регулярно. При этом нефтеперерабатывающие заводы страны работают по максимуму, а солярки на заправках нет. Сотрудники министерства энергетики дискуссию на площадке Палаты предпринимателей «Атамекен» проигнорировали. Оттудавались представители двух крупнейших давальческих компаний Казахстана. Всего их в стране 20 штук. То есть это крупные оптовики, которые забирают нефтепродукты с заводов и распределяют их согласно заключенным контрактам среди автозаправочных станций страны. К таким оптовикам накопились вопросы и у антимонопольного ведомства Шымкента.

«К нам обращаются мелкие АЗС, у которых нет сети заправок, а одна или две. Так вот они заявляют, что не могут получить объемы, которые заказывают у давальческих компаний «Казмунайгаз» и «Petrosun». Хотел бы узнать причину, по которой заявки таких мелких АЗС не удовлетворяют. Вопрос удовлетворения этих заявок является основной причиной нехватки дизельного топлива», – говорит руководитель департамента Агентства по защите и развитию конкуренции г. Шымкента Ернар Косбаев.

Представители оптовиков такие обвинения назвали некорректными. Мол, у того же «Petrosun» в августе заключено 240 контрактов с АЗС и 219 из них являются мелкими, объемы которых меньше 200 тонн.

” В Туркестанскую область и Шымкент отгружено с начала августа 41 тыс 644 тонны дизельного топлива. Это из общего объема 136 тыс тонн. Это достаточный объем, самый большой объем по стране. Увеличить объем на регионы нельзя, ведь другие должны тоже получать. И для увеличения этого объема что-то сложно сделать, ведь заводы работают на 100%-ную загрузку. 18 тыс тонн ежесуточно производит завод. Такого никогда не было и больше он просто не может», – говорит представитель давальческой компании «Petrosan» Эльмира Сарина.

Вот тут терпение владельцев АЗС почти лопнуло. Бизнесмены негодуют, почему нефтеперерабатывающие заводы загружены до предела, а дизельное топливо – в дефиците.

«Все заводы загружены, но дефицит есть?! Министр говорит, что четвертый нефтеперерабатывающий завод строить не надо. Ну, как не надо? Если есть дефицит, значит, завод недополучает нефть?» – задается вопросом представитель ассоциации АЗС «Ынтымак» Жумабек Пармен.

«Ситуация с давальческими компаниями не понятна. На рынке оптовая цена на дизельное топливо до 300 тенге. Они оптовую цену ставят 350-400 тенге. Они специально заламывают нам такие цены, чтобы они могли беспрепятственно экспортировать свою продукцию за границу по дорогим ценам. Да, есть запрет, но по разным схемам: оформляют как печное топливо, или остатки мазута, или смесь нефтяных отходов», – возмущается руководитель ассоциации АЗС «Ынтымак» Бахытжан Колдасов.

Дифференцированный тариф владельцы АЗС Шымкента, вообще, назвали «спекуляцией на рынке на законных основаниях». Возмущение вызывает то, говорят бизнесмены, что поднимая стоимость литра дизеля до 450 тенге, правительственные чиновники не учли мнение главных игровок рынка – автозаправочных станций. На АЗС страны уже активно начали внедрять идею министерских чиновников и по удостоверению гражданина Казахстана продавать дизельное топливо по 260 тенге за литр, а водителям из иностранных государств – по 450 тенге за литр. Вот только чиновники не учли несколько важных моментов, говорят бизнесмены.

«Нужно отменить абсурдные дифференцированные тарифы на дизельное топливо. АЗС-нику то теперь делать? Как платить налоги? Как высчитывать? Нам службу безопасности нанимать, чтобы кассиров отслеживать? Вы ведь не решили проблему таким способом, вы ее усугубили»,- возмущается представитель ассоциации АЗС «Ынтымак» Жумабек Пармен.

То, что ситуация повернулась совсем не так, как планировали, могут наблюдать все автовладельцы фур, да, и других машин, которые заправляются дизелем. На заправках, причем не только Шымкента, но и всей страны, стало исчезать дизельное топливо для казахстанских водителей по цене 260 тенге за литр. А вот для водителей с иностранными паспортами солярка за 450 тенге есть всегда. Об этой ситуации казахстанцы уже охотно снимают видео и выкладывают в социальные сети.

Я только вчера приехал из Карагандинской области и заезжал по дороге на АЗС. На табло висит цена – 260 тенге и 450 тенге, но фуры стоят в очереди вдоль дорог. Подъезжаешь к заправке, говорят, дизельного топлива нет. Подъезжает другая иностранная машина и им по 450 тенге заливают. Государство само создает спекуляцию на рынке. Если заправщику выгодно продавать по 450 тенге, он не будет продавать по 260. Это же спекуляция на законном основании», – говорит руководитель ассоциации АЗС «Ынтымак» Бахытжан Колдасов.

Единственный способ исправить ситуацию, говорят владельцы АЗС, это обеспечить прозрачность оборота нефтепродуктов в стране. Так и будет все продолжаться, если общественность не будет знать, сколько нефти в стране добывается, сколько перерабатывается на заводах, сколько и кто получается на заправках. Пока же эту информацию давальческие компании называют коммерческой тайной. Шымкентские бизнесмены и перевозчики требуют доступа к таким данным.

«В этом году мы надеялись, что все наладится и стабилизируется. Нет, заявляют, что нужно поднимать до 450 тенге. Никогда такого не было, даже в те годы, когда у нас 40% рынка зависело от импорта. В 2019 году после модернизации заводов у нас был даже профицит ГСМ. Пришлось разрешить экспорт для нефтепроизводителей. Но нет прозрачности, нт учета, нет контроля. Нужна государственная комиссия с участием общественности в лице ассоциаций, которые будут за этим тоже следить. Нужны механизмы взаимодействия министерства, бизнеса в регионах и профильных ассоциаций», – говорит руководитель ассоциации автозаправочных станций Шымкента Каипбек Камбаров

Еще в качестве варианта участники встречи предложили добиваться увеличения объемов поставки ГСМ в Шымкент. Вот только тут, похоже, еще меньше шансов что-то сделать. Все нефтеперерабатывающие заводы страны, по данным компании «Казмунайгаз», работают на полную мощность и выпускать больше просто не могут.

Последние новости Шымкента: