Прошлое чиновника и успешное настоящее кандидата в депутаты Мажилиса РК Болатбека Нажметдинулы

Прошлое чиновника и успешное настоящее кандидата в депутаты Мажилиса РК Болатбека Нажметдинулы

15 марта, 2023 Выкл. Автор Анна Цурканова

Болатбек Алиев (Нажметдинулы) не терпим к клевете и оскорблениям.

Кандидат в депутаты Мажилиса РК Болатбек Алиев (Нажметдинулы) хорошо знаком коренным жителям Шымкента и Туркестанской области. Созданные им сады и предприятия показывают важным гостям. Его публикации в социальных сетях о проблемах бизнеса и способах их решения обсуждают в стране. Его прошлое чиновника и правоохранителя не дает покоя многим, а во время электоральной кампании порции скандальных историй прямо выливаются на публичное обсуждение. Мы и решили обсудить с потенциальным законотворцем его уголовное прошлое и успешное настоящее.

Для справки: Болатбек Алиев (Нажметдинулы). 52 года. Уроженец села Шолаккорган Созакского района Туркестанской области. Основатель и владелец группы компаний «DALA»: ТОО «DALA-FRUIT.KZ», ТОО «DALA-CONSTRUCTION» и ТОО «DALA-TRANS». В прежние годы работал в правоохранительных органах, КНБ РК, несколько лет был заместителем акима ЮКО.

Кандидат в депутаты Мажилиса РК Болатбек Алиев (Нажметдинулы)

Скажите, а прошлое чиновника оно больше мешает или помогает в жизни, в бизнесе?

Очень круто помогает. Я хорошо ориентируюсь в различных госпрограммах, вижу глазами чиновников то, что они хотят, чего добиваются в конечном результате. Опыт в правоохранительных органах и в бизнесе помогают мне оценивать ситуацию. Благодаря слиянию этих трех моментов я смог создать мои проекты удачными, безопасными и эффективными.

А шлейф от чиновничьего прошлого и вбросы о вашем уголовном прошлом не омрачают настроение в предвыборную кампанию?

Вы хотите, чтобы я все рассказал? Хорошо. Меня привлекали к уголовной ответственности в 2000 году. Прошло с тех пор 23 года. Тогда были даже вопросы по коррупционному правонарушению. Но на сегодня эти вопросы сняты. Я не являюсь судимым и тем, кого могли бы привлечь по коррупционному правонарушению. Тогда в 2000 году меня пытались обвинить в контрабанде муки и нанесении ущерба государству в сумме аж 150 тенге. Да, тогда в деле фигурировала именно эта сумма. Меня тогда привлекал к ответственности прокурор Бахтыбаев. Он потом проходил по делу «пивного короля».  Я знаю, в чьих интересах были эти действия и, возможно, когда-нибудь расскажу. Но дело том, что экспорт муки не облагается ни экспортными, ни таможенными пошлинами даже если она экспортируется. Мы являемся производителями муки, и она не облагается никакими налогами. В конце 2007 года я пошел в госслужбу (от ред. В то время Б. Алиев занял должность начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЮКО). В то время на меня стали идти жалобы. Был тогда «Черный полковник», который имел большую долю объемов по маршрутам. Он не имел ни одного транспортного средства, но контролировал все международные, городские, межгородские маршруты. По идее, чтобы эту сферу контролировать он должен был иметь тысячи автобусов, а он просто продавал маршруты. Я начал эту систему ломать, он почувствовал опасность для своей деятельности и написал на меня около 60 жалоб. Мол, как я с судимостью могу быть на госслужбе. Я в суде по каждой доказал их необоснованность.

Похоже, что доказывать пришлось не раз?

Второй раз было, когда я пошел на политическую административную должность – заместитель акима ЮКО. В начале 2009 года я проходил спецпроверку в Администрации Президента и туда начали писать жалобы про мою якобы судимость, чтобы я не прошел согласование. В ту пору Верховный Суд, КНБ РК, Генпрокуратура РК дали заключение, что ничто мне не препятствует занимать административно-политическую должность. После этого заключения я мог быть хоть акимом, хоть министром. Я же стал замакимом ЮКО и начал ломать систему тендеров. Тогда же у нас как было? В конкурсах участвовали в основном те, кто сидели в маслихатах. Они же сидели в конкурсных комиссиях и диктовали кому сколько баллов давать. Это неправильно, ведь когда вставал вопрос о привлечении к ответственности за незаконное проведение конкурсов, мы наказывали госслужащих, а депутатов привлекать было нельзя. Тогда я поставил задачу, чтобы за незаконное проведение конкурсов, если чиновников привлекали к коррупционной ответственности, то депутатов лишали мандатов. Я сказал, если остаетесь в комиссии, то несете солидарную ответственность за некачественно проведенный конкурс. И тогда народные избранники пошли против меня, ведь у каждого маслихатовца-тендерщика были связи в столице. Был тогда при партии власти общественный антикоррупционный орган. Так вот его руководитель и стал поднимать вопрос о том, как человек, привлеченный к уголовной ответственности, да еще и беспартийный, может занимать такую должность. В ту пору был целый шлейф жалоб на меня в КНБ, Правительство, Администрацию Президента, Генпрокуратуру. Сюда спустили исполнение по этим жалобам и, когда здесь стали опрашивать депутатов, которые подписывали жалобы, все отказались. В итоге у меня даже есть заключение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении меня, так как заявители сказали, что не подписывали никакие жалобы. Ну, и раз факты не подтвердились, то жалобы оставили без рассмотрения.

Кандидат в депутаты Мажилиса РК Болатбек Алиев (Нажметдинулы)

Я уже поняла, как вы относитесь к критике, таким выпадам про уголовное прошлое. Очевидно, что вам не все равно. И все же какая первая реакция на подобные высказывания или публикации, вы же не сразу бежите к юристам?

Я все-таки бывший сотрудник правоохранительных органов. И я сразу оценивают ситуацию с правовой точки зрения. Если я вижу, что клевета может повлиять на мою репутацию, если она меня унижает, принижает, я к таким вещам очень критично настроен. Я не могу допустить, чтобы меня, человека, который прошел огонь, воду и медные трубы, публично оскорбляли.  Я достиг высоких показателей в своем деле, и я не буду терпеть оскорблений. Пишут об истории в 2019-ом году, когда якобы на меня было возбуждено уголовное дело по коррупции, что меня 10 раз не могли привести в полицию в качестве подозреваемого. Пишут, что я тогда уничтожил печати, документы. Этим сейчас занимаются мои юристы. Они уже направили обращение в департамент полиции Туркестанской области с требованием привлечь его к ответственности за распространение ложной информации, если он не предоставит доказательства. Я считаю, что журналист перед публикацией должен был выслушать и мою позицию, но ко мне никто не обращался и во время электорального периода начали принижать мою репутацию. А ведь я в 2019-ом году на госслужбе уже не работал. Я не знаю, как он будет доказывать, что я был подозреваемым. Ведь для этого статуса меня должны были ознакомить с постановлением, допросить, но этого не было. Поэтому я буду добиваться, чтобы его привлекли в административной ответственности в виде штрафа или ареста, если он не сможет доказать распространенную информацию.

            Есть еще одна личность – Айнабеков. Тоже постоянно пишет про меня и про всех, кто в мою бытность замакимом ЮКО руководил регионом. Затрагивает он также прокуроров и полицейских. Он заявлял о нарушениях при обеспечении населенных пунктов питьевой водой, при строительстве амбулатории. По следам его публикаций проводились проверки, но ни один факт не подтвердился. Более того, этого человека разыскивает суд, имеются три постановления о его принудительном приводе, при чем последнее было выдано в январе этого года. Я, конечно, не понимаю, почему полиция не исполняет поручение суда. Наоборот, она ему создает все условия, чтобы он дальше совершал правонарушения. Если бы его привлекли, он бы еще подумал, писать ли что-то или нет. У нас система профилактики, вообще, не работает. Это тоже один из моментов, который я буду поднимать, если стану депутатом.

Почему вам не нравится, когда вас называют «серый кардинал»?

Я расскажу, почему меня так стали называть. Я начал ломать существующую систему, когда был на госслужбе. Тендера тогда решали щелчком пальца. Были люди, которые говорили, кому отдать. Я сказал, что так не пойдет и мы начали ломать систему, когда определенная толпа сидела и делила пирог. Мы стали создавать другие условия и я оказывал такое сумасшедшее сопротивление, что начали говорить, будто я все решаю. Мол, у Мырзахметова есть человек, который все решает. На самом деле я был одним из пяти замов и я никогда не курировал ни образование, ни энергетику. Но он всегда меня приглашал на совещания и спрашивал мое мнение по тем или иным проблемам. Когда я был не согласен, я всегда высказывал. Порой даже коллеги мои приходили до совещаний и просили помолчать на тот или иной вопрос. Но я всегда говорил, что если шеф захочет услышать мое мнение, я его выскажу. И я высказывал.

Если сейчас вбить в поисковик ваши имя и фамилию, то выходит история о строительстве в Туркестане памятника Назарбаеву за ваш счет. Правда, статьи об этом выходят с заголовком «Прогиб засчитан». Это был прогиб?

Это не был прогиб. Люди, которые сейчас критикуют Нурсултана Назарбаева, где они были до 2022 года? Мы разве что-то не знали или не видели? Я всегда говорил, что его заслуги нельзя отрицать, тем более тут на юге. К тому же, лично я пользовался госпрограммами по поддержке бизнеса, так почему бы мне вот таким способом не поблагодарить его?

Кандидат в депутаты Мажилиса РК Болатбек Алиев (Нажметдинулы)

Есть расхожее мнение, что в депутаты идут за госзаказами и тендерами. Вы за какими идете?

Мажилисмены далеки от конкурсов и тендеров. Они проводятся только на местах, и вот у маслихатом больше шансов. Для меня нет проблем в получении госзаказов и сейчас, но мой уровень, моя репутация и авторитет дают мне возможность обходиться без них. Я и до этого не брал тендеры и не буду их брать потом. У меня и без госзаказов заказов на продукцию хватает.

А зачем вам тогда идти в депутаты?

Я достиг всех тех целей, которые я себе поставил по сельскому хозяйству, строительству, перевозкам. Достижения дают хорошие плоды, и я не обременен нагрузками по привлечению дополнительных оборотных или кредитных средств. Я могу сейчас спокойно покрывать мои затраты и обязательства по кредитам. Но последние 10 лет я много пишу о том, как можно улучшить ситуацию в стране. Я вижу очень много барьеров, которые пытаюсь ломать, но они становятся препятствием даже для такого активного человека как я. А что говорить о тех специалистах в своих сферах, которые не понимают правил игры, не знают администрирование. Я то создал для себя комфортную экосистему, но ее нет дальше. У нас становится больше людей без образования, без знаний, неквалифицированных. Люди 50-60-х годов уходят на пенсию, а на смену порой приходят молодые люди с купленными дипломами. Образованные же люди в поисках успешной среды чаще уезжают туда, где будет востребован и оценен их интеллект и труд. Мне от этого плохо, я хочу, чтобы наша страна была интеллектуально развита. Поэтому я хочу менять ситуацию в стране в качестве мажилисмена, который будет менять законы на более практичные, доступные, ресурсы для которых были бы эффективны. Ну, за примерами далеко ходить не надо. Возьмем 1300 учащихся агроколледжа. Из них только 300 были на учебе, а на 1000 выделялись стипендии, горячее питание, часы, за которые педагоги получали зарплаты. А на выходе мы имеем 70% некачественных специалистов, которые сидят на шее у своих родителей. Если они останутся на улице, то там и до радикальных интересов недалеко. Все программы у нас пишутся красиво, но это делают люди, которые не знают, что творится на земле.

Может тогда нужно было в министерство прорываться?

Нет, в качестве мажилисмена я смогу наравных листать бумаги, их проекты и делать их более эффективными. Могу, учитывая свой опыт, сказать что пойдет, а что не пойдет. Я должен пойти в Мажилис, чтобы создавать там условия.

Что получит Шымкент от вашего депутатства?

Мы знаем, какими были депутаты прежнего созыва. Кто из них мог говорить с министрами на их языке? С акимами? Шымкент – дотационный город и его денег не хватает, чтобы содержать шымкентцев. Дотации и аким просит, и замаким просит, и депутаты просят. По чуть-чуть дают всем. А теперь до правительства нужно донести проблему города, жителей и сказать, почему на душу населения вы даете в Астану 800 тыс тенге, а у нас в 10 раз меньше? Я смогу это донести, и я думаю, что с моим участием деньги будут идти сюда больше, чем когда-либо. Кроме бюджета, который защищает аким, я думаю, что мое присутствие будет весомее для Шымкента. Эффективность моя будет больше, чем тех статистов, которые в Мажилисе были раньше. Пусть не обижаются, но они были статистами. По сравнению с ними я более компетентен, и я смогу защищать интересы южан. Моя лепта для исполнительной власти при реализации программ, для жителей города и области, для инфраструктуры будет внушительная.

Планы уже есть?

Конечно, например, питьевая вода. Мы знаем, что горная сторона, а это Сайрам, Елтай, Султан-рабат до сих пор не получают питьевую воду круглые сутки. Да, и качество у воды не очень. Формально там проекты реализованы, но воды то нет. Много нерешенных проблем с инфраструктурой: газоснабжение, электроснабжение, дорожное покрытие, ирригационные лотки, потопы в дождь. Находясь там, я смогу задавать вопросы и исполнительной власти: замакиму, начальнику управления, почему, мол, трансфер который выделен, не эффективен. Почему тендер поставщик забрал, а некачественно делает? Я смогу влиять на качественную реализацию программ. При встречах с людьми я буду выяснять проблемы, а не слушать дифирамбы. И я попытаюсь решить их эффективнее, чем предыдущие мажилисмены от Шымкента.

На встречах избирателей, какие чаще звучали проблемы?

Людей волнуют вопросы инфраструктуры. Это электроснабжение, отсутствие хозяев трансформаторов, неправильное подведение проводов, плохая работа общественного транспорта, отсутствие тротуаров, некачественные дороги. Много жалоб на состояние школ, где-то, например, нет актового зала. Есть населенные пункты, которые расположены далеко от закрепленных поликлиник. В городе плохо с канализацией и питьевой водой. По документам как бы есть, а на деле или дают по часам, или, вообще, нет. На самом деле 80-100% этих проблем не требуют затрат при решении. К примеру, есть же коммунальные службы в частной собственности и они могли бы решать часть вопросов в рамках инвестиционных контрактов и обязательств. Они этого не делают, потому что исполнительная власть не требует, потому что она не знает, что нужно требовать. Я это буду исправлять.

Спасибо за беседу.

Материал профинансирован из избирательного фонда кандидата в депутаты Мажилиса Парламента РК Болатбека Нажметдинұлы

Последние новости Шымкента: