Дефицитом ГСМ возмущены владельцы АЗС Шымкента

Дефицитом ГСМ возмущены владельцы АЗС Шымкента

22 сентября, 2021 Выкл. Автор Анна Цурканова

Владельцы АЗС Шымкента возмущены дефицитом ГСМ, сообщает vera.kz

Дефицит дизельного топлива поставил в сложное положение почти 400 АЗС в Шымкенте и в Туркестанской области. Бизнесмены заявляют, что они на грани банкротства, а их сотрудники в шаге от безработицы. Дело в том, что на заправках сейчас нечего продавать.

«Проблема в том, что 80% автозаправочных станций области и города стоят пустые. Для оптового приобретения нет АИ-92 и дизельного топлива. Мы выясняли на заводе, но они сказали, что работают и выпускаемый объем соответствует тому, что они должны производить. В то же время на рынке отсутствует ГСМ. У нас в регионе 400 мелких заправок и почти все на грани закрытия потому что, они сейчас не знают, где купить ГСМ», — рассказывает представитель ассоциации АЗС «Ынтымак» Бахытжан Колдасов.

Эти проблемы в жизни заправщиков начались в 2017 году, когда в свободное плавание отпустили цены на ГСМ. Сейчас, говорят предприниматели, работать стало еще сложнее. По их словам, активно идет монополизация рынка большими доминантами, которые диктуют и стоимость ГСМ и объем, который можно реализовать.

«Идет монополизация рынка большими доминантами. Они искусственно создают дефицит нефтепродуктов, и те АЗС, которые находятся в районных центрах, остаются без ГСМ. Их места занимают доминанты. Так они хотят вытеснить мелких бизнесменов и занять их место. Потом будет монополизированный рынок, и они будут регулировать цены, как им надо», — говорит представитель ассоциации АЗС «Ынтымак» Бахытжан Колдасов.

В сложившейся ситуации заправщики обвиняют оптовика. Мол, это из-за действий компании «Petrosun» на заправках ГСМ в дефиците. С 2012 года эта компания доминирует на рынке оптовой реализации нефтепродуктов на территории Казахстана и имеет приоритетное право получать бензин и дизель с завода по отпускным ценам. Шымкенткие заправщики считают, что аффилированным АЗС доминант выделяет больший объем ГСМ, чем им.

«Оператор, который распределяет объем для внутреннего рынка, обязан при поступлении заявки от заказчика удовлетворить ее. Если он не дает нужный объем, то попадает под статью «злоупотребление положением», это около 3-4% штрафа от оборота. У нас создается оптовый заправщик ТОО «Автогаз» и сеть розничной торговли «GazEnergi». Зачем нужно создавать «Автогаз», если «Petrosun» сам этот объем может распределять. Если мелкий заправщик покупает бензин за 140 тенге и ставит 10 тенге, он на 10 тенге играет. У «GazEnergi» только административные расходы на 10 тенге и теперь, чтобы цену увеличить, он создает «Автогаз» и весь объем на него скидывает. Заправщики вынуждены по таким ценам покупать. У «Автогаза» цена вырастает, плюс еще 10 тенге. То есть уже на 30 тенге вырастает цена. Теперь заправщики сдерживают эту цену. Если они с рынка уйдут, то маржа вырастит не на 30 тенге, там уже монополисты будут делать то, что хотят. Хотят 70 тенге сделаю, хотят 80 тенге и сравняют с ценами российскими», — разъясняет юрист ассоциации Пармен Жумабек.

Вот только в самой компании «Petrosun» видят другие причины дефицита ГСМ в стране. Заявляют, что зимой атырауский нефтеперерабатывающий завод из-за проблем с электричеством не смог выйти на плановый режим работы и потерял около 200 тонн дизельного топлива и столько же бензина. Этот объем до сих пор не удалось наработать даже несмотря на то, что в полную мощность работают все три нефтеперерабатывающих завода. Кроме того, этот объем никто в страну не импортировал, а ведь именно этих 200 тысяч тонн сейчас Казахстану и не хватает. Есть и другая причина.

«По сравнению с 2019 годом, то есть в до пандемийный период, потребление дизельного топлива в августе было 450 тыс тонн. За август этого года потребление составило 520 тысяч тонн. Увеличение почти на 70 тысяч тонн. Откуда? Это нереально. У нас не выросла так экономика, чтобы на такое количество потреблять. Больше машины ездить не стали. Все это автомашины соседних стран забирают. На границе легковые заезжают и грузовые и заправляются на приграничных заправках. Вот и получили дефицит. Никакого искусственного дефицита ни продавцы, ни заводы не создают», — поясняет заместитель гендиректора ТОО «Petrosun» Нуржан Сартбай.

Доминанты рынка заявляют, выход из ситуации есть. Для начала нужно ограничить дизельное топливо для большегрузов. Рекомендуют им более 2-х тонн не заливать, мол, такие указания уже розданы сетевым заправкам, да и, водители фур и грузовиков это на себе уже почувствовали. Вторая мера совсем непопулярная, но крайне необходимая, заявляют оптовики. Необходимо увеличить стоимость дизельного топлива, чтобы сравнять ее со стоимостью ГСМ в соседних странах. Тогда наши дизель и бензин никто из страны вывозить не будет. В октябре ситуация станет еще сложнее, и тогда без повышения цен на ГСМ не обойтись.

«В октябре будет остановка павлодарского НПЗ на ремонт. Это плановая остановка, но в преддверии зимы отложить ремонт нельзя. Поэтому в октябре с дизелем будут проблемы. Сейчас прорабатывается вопрос с крупными сетями АЗС, чтобы они завозили импорт из России, но для этого нужно цену на розницу поднимать. Понимание с АЗРК (агентство по защите конкуренции) есть, с крупными сетями мы этот вопрос прорабатываем», — говорит заместитель гендиректора ТОО «Petrosun» Нуржан Сартбай.

Идею с повышением стоимости ГСМ поддерживают и в министерстве энергетики РК. Говорят, мол, потребление превышает произведенный объем, а потому нужен импорт.

«Ожидается совещание на уровне президента по увеличению отпускных розничных цен. Для этого представители министерства вылетают в Москву для проработки вопроса импорта дизельного топлива в РК. И еще, если цены позволят повышать, то мелкие давальцы и все АЗС получат возможность покупать дизель по имеющейся цене и выставлять обоснованную цену на пистолете», — говорит заместитель директора департамента министерства энергетики РК Талгат Курманбаев.

Пока же заправщики Шымкента и Туркестанской области не могут понять, закрывать им свои АЗС насовсем, или до лучших времен. У каждого работают десятки человек, которым платить зарплату не с чего. Кроме того, в сложной ситуации останутся дехкане и жители сел. АЗС-ники сомневаются, что крупные сетевые заправки пойдут работать в отдаленные аулы где-то между Арысью и Шардарой. А ведь именно там остро стоимт вопрос с обеспечением ГСМ, особенно во время полевых работ.

«Будут ли крупные сети ставить свои заправки в отдаленных аулах? Вы говорите о ситуации в крупных городах. А кто вас кормить будет теми же картошкой, морковкой, помидорами. Мы все весной столкнулись с ростом цен на морковку. Сами подумайте, в дальнем совхозе до Арыси 80 км и до Шардары около 100 км. Где крестьянин, у которого нет денег будет покупать дизельное топливо? Вы знаете, что крестьяне обычно в долг берут ГСМ. Он будет ехать 80 км, чтобы взять дизель в долг? Он не сможет даже землю вспахать. Убив мелкие заправки, вы убьете весь крестьянский труд», — говорит разъясняет юрист ассоциации Пармен Жумабек.

О том, что рост стоимости дизельного топлива – вопрос решенный, участники дискуссии не скрывают. Без этого, говорят, с дефицитом не справится. Более того, ситуация улучшится не раньше ноября, когда закончится ремонт павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Только после этого удастся получать необходимый объем ГСМ. Продавать его без пребоев смогут и мелкие АЗС, вот только ценники придется сменить.

Последние новости Шымкента: