На вытеснение с рынка жалуются владельцы автобусов Шымкента
16 сентября, 2020Владельцы автобусов Шымкента подозревают, что их вытесняют с рынка, сообщает vera.kz
Перевозчики Шымкента обратились за помощью к президенту страны. Они просят Касым-Жомарта Токаева повлиять на ситуацию, которая сложилась на рынке в Шымкенте.
Предприниматели заявляют, что вот-вот могут лишиться бизнеса и без заработка останутся почти 3 тысячи сотрудников автопарка. Письмо главе государства по почте уже отправили, вторую копию отнесли в городскую прокуратуру, чтобы надзорный орган прокомментировал законность действий акимата.
«В настоящее время руководство города предупредило всех этих перевозчиков, что контракты будут расторгнуты (хотя контракты до 2028 года), если компании не приобретут опять новые автобусы, но уже через новое руководство города. На вопрос о закрытии старых кредитов акимат отвечает, что его это не касается. То есть создает условия, когда нельзя верить государству, представителем которого является акимат, так как государство в лице акимата, завтра откажется от своих слов снова. Нет преемственности в работе старого и нового руководства города. Мы просим Вас оказать действенную помощь в разрешении сложившейся ситуации», — пишут в обращении к президенту перевозчики.
Противостоянию акимата и автобусных компаний уже несколько лет. Все это время перевозчики пытаются добиться субсидий или не лишиться маршрутов, которые они выигрывали по тендеру. Осложнились отношения после того, как «СПК-Shymkent» закупили несколько сотен новых автобусов.
«В общем, сейчас ситуация такая, что акимат не платит субсидии перевозчикам. Обещают их платить в том случае, если мы приобретём, новые автобусы, которые сейчас в город привезли через СПК. Приобрести эти автобусы ни один перевозчик не имеет возможности, ведь требуется предоплата в виде 15-20%. Эту предоплату никто не может сделать, потому что нет финансовых средств таких», — расскывает директор ТОО «Санжар-Моторс» Еликбай Токбергенов.
Без субсидирования сложно автобусы обслуживать, закупать зимнюю резину, существующий тариф не покрывает расходы, возмущаются транспортники, а потом ряд автопарков вынуждены будут закрыться. Приобрести новые автобусы перевозчики рады, но не на что. У той же компании ТОО «Санжар-моторс» еще долги перед банком после покупки предыдущей партии новых автобусов.
«Мы купили 10 автобусов на 21 млн тенге. Сейчас карантин и мы не можем закрыть. Средств нет дальше работать потому, что кредит мы не можем закрыть и купить новые машины. У нас сейчас остался только маршрут № 65. 52-ой у нас забрали», — говорит замдиректора ТОО «Санжар-моторс» Бердибай Алтаев.
В таком положении 11 автобусных компаний. Кто-то обременен кредитом в 60 млн тенге, кто-то взял в банке для покупки автобусов 100 млн тенге, кто-то должен выплатить 140 млн тенге. Мало того, что эти суммы перевозчики взяли под 30% так еще и под залог своих домов и квартир, говорит председатель ассоциации перевозчиков Шымкента Дархан Каюпов.
«Городские перевозки Шымкента сейчас в трудном положении. С предыдущим акимом есть контракты до 2028 года. Ребята взяли кредиты, обновили полностью автобусы. У нас есть в законе РК «О транспорте» о том, кто обновляется, тем без участия в конкурсе и тендере продлевается договор на 10 лет. До 7 лет любая машина считается новой. Я должен ее окупить и дальше она должна работать. Уважаемый аким, как нам быть? Тот кредит, который наши ребята взяли на подвижной состав, кем он будет оплачен? Как нам дальше жить?», — говорит Дархан Каюпов.
Перевозчики заявляют, эти автобусы они сейчас даже не могут быстро продать, мол, такой товар, даже за полцены, в Шымкенте никому не нужен. А уже в октябре бизнесменам нужно выплачивать кредит, правда, где взять деньги неизвестно, ведь за время карантина они потеряли 60% пассажиров.
Работать стало тяжело, говорят бизнесмены. Они предполагают, что акимат создает такие условия для того, чтобы потеснить их с рынка и поставить на маршруты только автобусы СПК «Shymkent». В акимате же перевозчики их не так поняли. И уведомления они им прислали не для того, чтобы заставить купить новые машины, а в противном случае лишить маршрута, а для того, чтобы призвать выполнять обязательства по договору.
«Они ошибаются. Если бы они прочитали, то поняли бы. Мы когда подписываем договор, то они ка организаторы перевозок должны соблюдать регулярность, предоставлять данные по плану. Суть вопроса в том, что они свои обязательства не выполняют на действующих маршрутах. Мы попросили их выполнять. У нас в день бывает по 20 обращений о том, что какие-то автобусы не ездят, какие-то задерживаются, в каких-то санитарные нормы не соблюдаются, какие-то не по тому маршруту поехали. Вот это и есть обязательства и мы раздали такие уведомления», — рассказывает заместитель руководителя управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог г. Шымкента Мухтар Коканбаев.
Чиновники возмущаются, мол, в городе 10 маршрутов, которые совсем не функционируют. Перевозчики якобы по собственной инициативе по ним не выезжают. Да, эти маршруты убыточные и без субсидий, признают сотрудники акимата, но этот убыточный можно компенсировать за счет прибыльного маршрута. Что касается покупки автобусов у СПК «Shymkent», то и здесь управлением якобы не наблюдает за проблемой со стороны. Чтобы помочь перевозчикам, даже пытались убедить СПК смягчить требования к автобусникам, но не получилось. Слишком жесткие условия по лизингу. Поэтому если перевозчики приобретут у них автобусы, то будут и маршруты, и даже субсидии.
«СПК субсидирует «Shym-bus» где-то на сумму 250 млн тенге в месяц. У них 17 маршрутов. При этом у СПК все автобусы новые и они охватывают максимально отдаленные районы. Они закупают 590 автобусов по договору финансового лизинга. Доставка идет поэтапно, еще не все дошли. Сейчас около 100 автобусов регистрируются», — говорит Мухтар Коканбаев.
Сотрудники акимата лукавят, подозревают перевозчики, ведь автобусы «Shym-bus» они периодически видят на своем пути, и даже на своих же маршрутах.
«Почему автобусы СПК получают субсидии? Они же по нашей улице катаются, обслуживают наших же пассажиров. Мы тоже так делаем, а у наших ребят забирают», — возмущается лидер перевозчиков Дархан Каюпов.
Бизнесмены признаются, купить такой автобус это еще полбеды. Потом им придется решать другую задачу – где его заправлять газом. Пока в Шымкенте такая заправка только одна.
«Хорошо, приобретем. А как заправляться? На сегодняшний день газовая заправочная станция в Шымкенте единственная «Гринбас» Там 200 машин заправляются. Я когда встречался с акимом, ему сказал, мол, приобрели, а где заправляться? Единственная заправка, которая строится в районе шинного завода. На каждую заправку уходит 20-25 мин. Вы представляете, в 8 вечера 600 машин из разных точек города выезжают к заправке, а это 18-21 км. На заправку 34 часов уйдет. А как нам быть? Вы о чем-то думали, уважаемый аким? Но ответа нет», — возмущается Дархан Каюпов.
У акиматовских своя математика.
«Мощность одной уже существующей заправки при высоком давлении позволяет в сутки заправлять 380 автобусов. Между АО «Казтрансгаз Аймак» и СПК подписан меморандум и газовая компания приступила к строительству такой автозаправочной станции. Значит, на территории города будет две газовые заправки. Они обещают до нового года уже открыть ее», — говорит Мухтар Коканбаев.
Правда, такие диалоги между перевозчиками и акиматом чаще проходят на расстоянии. Сегодня бизнесмены приглашали к дискуссии на своей территории представителей управления. Однако чиновники не пришли.
Последние новости Шымкента: