Картели, ценовые сговоры и антиконкурентные отношения. История о том, кто держит в узде монополистов Шымкента

Картели, ценовые сговоры и антиконкурентные отношения. История о том, кто держит в узде монополистов Шымкента

11 июня, 2022 Выкл. Автор Анна Цурканова

Сразу несколько расследований в отношении недобросовестных компаний проводят сотрудники департамента Агентства по защите и развитию конкуренции в Шымкенте, сообщает vera.kz

В поле зрения борцов с монополиями сейчас находятся 5 картелей, 3 факта злоупотребления доминирующем на рынке положения и 1 антиконкурентное соглашение. На самом деле это верхушка айсберга, ведь масса работы уже проделана с начала года, а сколько ее еще впереди, неизвестно.

Немного истории

Антимонопольный орган в Казахстане появился в 1991 году. Тогда был подписан Указ Президента о создании Государственного комитете по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. Через несколько десятилетий антимонопольный орган стал самостоятельным ведомством, который подотчетен непосредственно главе государства. В 2020-ом году было решено, что честная конкуренция станет одним из семи основных принципов, на которых должен базироваться новый экономический курс страны. Почти два года сотрудники нового Агентства борются с барьерами, антиконкурентными методами работы крупных поставщиков услуг и товаров, а также противостоят картелям.

В прошлом году по итогам проведения расследования сотрудники департамента Агентства по защите конкуренции в г. Шымкенте установили признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях 33 субъектов рынка, которым направлены уведомления. Есть  и проделанная работа в этом году, о которой стоит рассказать.

Рынки под прицелом

Немало времени и сил сотрудники департамента потратили на изучение ситуации на шымкентских рынках. Изучали их деятельность долго и, говорят, налицо масса недостатков, которые влияют на стоимость продукции. В глаза бросается наличие массы посреднических цепочек, которые просто создают дополнительные финансовые нагрузки на продавцов, а они это компенсируют тем, что увеличивают цену товаров.

«Мы увидели, что есть лишние в этой цепочки. Из 10 универсальных рынков такие схемы обнаружены на 5 рынках. Мы им направили уведомления, чтобы исключили непродуктивных посредников. Речь идет о том, что владельцы рынка передавали право дальнейшей аренды каким-то предпринимателям, а уже они, в свою очередь, давали в аренду места или бутики реализаторам продукции. Но если следовать логике, то места могут предоставлять владельцы сразу реализаторам товара. Посредник же ставит определенную маржу, то есть надбавку, на стоимость торгового места. Это влияет на конечную стоимость товара», – рассказывает и.о. руководителя департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Ернар Косбаев.

Сейчас все рынка Шымкента ждет комплексная проверка, которую уже пережил алматинский рынок «Алтын Орда». Проверку будут проводить прокуроры и борцы с монополистами рассчитывают, что надзорный орган поинтересуется и тем, почем некоторые владельцы рынков устанавливали высокую цену на аренду по сравнению с другими рынками. Проверить на наличие сговора планируют и группу рынков, которые принадлежат одному лицу, а он их передал под управление своим родственникам. Но это не исключает возможности сговора, говорит Ернар Косбаев, а потому требует контроля.

Картели, ценовые сговоры и антиконкурентные отношения. История о том, кто держит в узде монополистов Шымкента

Страсти вокруг автомобильного газа

Масштабной проверке подверглись реализаторы автомобильного газа. Таких в Шымкенте 5 субъектов. В действиях 4 из них обнаружен сговор на поддержание цены. В отношении компаний ТОО «ТаразГаз Ойл», ТОО «Мураз», ТОО «АзияОнтустык Пром», ТОО «ЛТ-Газ» проведено расследование.

«В действиях 4 субъектах мы установили сговор, направленный на поддержание цены. В результате проверки был составлен административный материал, наложен штраф. Плюс была конфискация незаконно полученного дохода, он составил порядка 73 млн тенге. Такие сговоры исключают возможность для других объектов на данном рынке указывать свою обоснованную цену», – говорит Ернар Косбаев.

Схема довольно простая. На заправках этих крупных компаний стоимость автогаза составляла, например, 90 тенге. Мелкие заправки вынуждены ориентироваться на эту сумму, даже если они понимают, что продавать можно дешевле. Ведь эти крупные компании являются еще и оптовыми продавцами автогаза в Шымкенте. То есть мелким АЗС покупать газ просто больше негде, только у них. Доминанты же диктуют и объемы, и стоимость автогаза. Правда, деятельность таких оптовых компаний признана антиконкурентной и за ними сейчас ведется контроль.

Антиконкурентные действия коммунальных монополистов

Завсегдатаем расследований антимонопольного ведомства является АО «КазТрансгаз Аймак». Жалобы на их действия от жителей города поступают почти каждый день, говорят сотрудники департамента АЗРК. Нарушения у них систематические и управу на них не удается найти даже после первого штрафа. Тогда газовикам пришлось заплатить 5% от суммы монопольного дохода. То есть на потребителях компания незаконно заработала 94 млн тенге. Антимонополисты это выявили, доказали и выписали штраф более чем на 4 млн тенге. Правда, работу над ошибками газовики не провели и теперь им грозит штраф в размере 10% от монопольного дохода. Сколько это будет в сумме, пока подсчитывают.

«Мы установили, что работники «КазТрансгаз Аймак» чрезмерно указывали количество начислений. Если они обнаруживали, что счетчик имел внешнее воздействие, то делал перерасчет, а сумму указывал некорректную, увеличивая ее в несколько раз. Были случаи, когда сроки поверки счетчика истекали, то делали расчет потребленного газа из пропускной нормы трубопровода. Эти расчеты были неправильными и они начислили сумму, несоответствующую действительности. Весь полученный ими доход мы суммируем и будет определен размер штрафа», – рассказывает Ернар Косбаев.

Он соглашается, что порой претензии к газовикам бывают необоснованы. В таких случаях потребителям стараются разъяснить и уладить недопонимания. Но разногласий с жителями города могло бы быть меньше, говорит Ернар Косбаев, если бы газовики улучшили качество своих услуг. Вот водники и энергетики не так часто попадают в поле зрение борцов с антиконкурентными действиями. Хотя попадают.

Сговоры и картели в действиях монополистов

В этом году объектом расследования сотрудников департамента АЗРК по г. Шымкенту стали антиконкурентные действия поставщиков электричества. 4 компании (ТОО «ЭнергоСнаб 21», ТОО «Гарант-Энерго», «ТОО «ЮгЭнергоИмпульс» и ТОО «КазСбытГрупп» устанавливали на свой вкус цену на электричество. Одни и те же компании вынуждены были покупать свет по разным тарифам.

«В чем здесь общественная опасность. Дело в том, что, продавая свет по тарифам, которые для одних ниже, а для других выше, поставщики влияли на получаемый предприятиями доход. То есть тот, кто покупает электричество дороже, будет иметь доход ниже. В этом есть нарушение их прав, дискриминация одного потребителя, предоставление привилегий другому. Возможно, тот, кто получает дешевле имеет панибратские отношения, но это неправильно. Такие действия возможны были бы тогда, если бы одна компания покупала электричество в 4 раза больше, чем другая. Тогда да, можно цену поставить ниже. А тут компании покупали одинаковые объемы. Это дискриминация», – говорит Ернар Косбаев.

Отличились и поставщики воды. Компанию «Водные ресурсы Маркетинг» заподозрили в поддержке картелей. Это такие антиконкурентные соглашения которые направлены на поддержание цены путем сговора, чтобы выиграть торги и удержать цену. Такую мнимую конкуренцию решили устроить в закупах субъекта естественных монополий ТОО «Водные ресурсы маркетинг». По решению суда компания получила штраф в размере 30 млн тенге.

«В этом случае компании в сговоре пытаются поддерживать цену, одновременно подают заявки на участие, разница во времени незначительная.  Такие сговоры лишают честных игроков возможности выиграть конкурс, опустить цену на ту или иную услугу. При создании картелей цена снижается на копейки. Лицо, которое разыгрывает конкурс обычно теряет в своих доходах. При честной конкуренции стоимость лота могла бы быть ниже. Но бывает, что и у организаторов в глубине сидит умысел вывода средств. Такие случаи приводят к коррупционным рискам. В идеале, когда организатор проводит торги, ему должна быть выгодна невысокая стоимость и дальнейшая экономия бюджета», – рассказывает Ернар Косбаев.

При проведении расследований по фактам проведения тендеров и госзакупок порой выявляются самые неожиданные схемы, говорит Ернар Косбаев. Но это уже другая история.

Последние новости Шымкента: