О безопасности на фестивале воздухоплавателей в Шымкенте рассуждают эксперты
26 марта, 2019Фестиваль воздухоплавателей «AshyqAspan» с размахом прошел в Шымкенте. К назначенному часу на ипподроме стали собираться горожане и гости города. Семьями люди приехали даже из соседних регионов, чтобы не только увидеть зрелищные полеты воздушных шаров, но и самим почувствовать скачок адреналина в крови. Над площадкой парили на прочных веревках более 20 тепловых аэростатов.
За каждый подъем, длительность которого от силы 5 минут, любители острых ощущений должны были заплатить 2 тыс тенге. Впрочем, сумма никого не пугала. Не отпугивали желающих прокатиться на воздушном шаре даже огромные очереди. Чтобы попасть в корзину аэростата, приходилось выстаивать до получаса. Зато восторг от полета превосходил все ожидания. Правда, пилоты уже к вечеру от бесконечных подъемов и спусков, похоже, изрядно подустали. Аэростат пилота из Башкирии Руслана Кильмаматова в виде желтого смайлика пользовался особым спросом даже уже под занавес первого дня фестиваля. Сколько человек за 6 часов пришлось прокатить вверх и вниз, Руслан даже не берется подсчитать. Но он без перерыва загружал в корзину новых пассажиров и открывал горелку.
«Если три человека в корзине, то шар поднимается легко. Если садится больше человек, то подъем будет медленным и невысоким. Мы поднимаемся метров на 30. Одного баллона, в котором 45 литров газа, хватает на 30 минут полетов», — рассказывает Руслан.
Все пилоты, которые участвуют в фестивале, настоящие асы воздухоплавания. Они представляют 11 стран, но за плечами каждого тысячи часов полетов. Кто-то в прошлом был военным летчиком, кто-то работал в гражданской авиации. Но однажды все они поняли, что хотят управлять воздушными шарами. Все пилоты мастера свободных полетов, однако, в Шымкенте на этот шаг идти пока рано, говорят специалисты, потому здесь будут только привязные полеты.
«Мы будем использовать воздушное пространство больше, как аттракцион в привязном режиме до высоты 50 метров. Свободных полетов не планируется. Мы не пришли к этому по ряду причин. Сегодня не совсем нам известна ситуация в Казахстане с тепловыми аэростатами, с продлением пилотских лицензий. Мы сейчас присматриваемся, обменяемся опытом и только после этого будем переходить к свободным полетам на тепловых аэростатах. Все должно быть постепенно, чтобы на всех уровнях все понимали, важна безопасность», — рассказывает пилот-инструктор из Киева Сергей Скалько.
Военный летчик Сергей Скалько несколько лет назад решил, что ему не хватает свободы в полетах и пошел в воздухоплаватели. О завершении карьеры военного, говорит, не пожалел, ведь теперь он может лететь и над облаками, и над пшеницей.
«Военные достаточно зарегулированы. Самое клевое в военных вылетах это пилотаж на предельно малой высоте, но для этого есть планы учебной подготовки. По нему на малых высотах вылетать приходится раз в год, а бывало, что, вообще, не земле сидели. Тогда я перешел в транспортную авиацию и летал на пассажирском самолете в военном секторе. Но потом перешел в воздухоплавание. На воздушном шаре я могу лететь по верхушкам домов, или по пшенице или верхушкам сосен. А хочу, могу подняться на 1000 метров. Тут тебе и малые высоты, и большие высоты, и пилотирование. Динамики добавляет спортивное воздухоплавание», — рассказывает Сергей Скалько.
Каждый из пилотов рад бы отправиться в свободный полет, но все понимают, в Шымкенте для этого нужно готовить базу. Ведь подготовка даже к вылету одного воздушного шара идет огромная, а тут будут парить сразу 20 аэростатов. Если же полеты планируются свободные, то нужно не только за 24 часа подать заявку на закрытие воздушного пространства на определенной высоте, но и выдержать массу других подготовительных процедур.
«Когда такие мероприятия организуются, то со всех стран-участниц собираются документы о летной годности, документы пилотов. Все это утверждается в государственной авиационной службе страны, в которой проходит мероприятие. Берется определенная ответственность организаторов за допуск этих пилотов в воздушное пространство. Естественно, тепловые аэростаты, пилоты и третьи лица имеют страховки. Только после этого подается заявка на закрытие воздушного пространства до определенной высоты. Все, кто будут пролетать мимо, будут уведомлены о том, что в данном регионе работают тепловые аэростаты. Все это взаимодействие регулируются законодательством, идет взаимодействие и пилотов, и «Казаэронавигации», и «Центра управления полетами», — рассказывает руководитель фестиваля в Шымкенте Сергей Скалько.
Как все это грамотно провести и наладить в Шымкенте накануне полетов воздушных шаров зарубежные пилоты рассказывали казахстанским коллегам. Среди тех, кто охотно делился опытом и участники Чемпионатов мира, когда в ограниченном воздушном пространстве за победу борются около сотни воздушных шаров. К примеру, Владимир Карнаухов воздухоплаванием занимается с 1980 года и он один из немногих, кто участвовал в фестивале, когда в небо одновременно поднимаются тысячи шаров. На языке воздухоплавателей, этот опыт называется верхом профессионализма.
«Мы начали разрабатывать промышленные образцы аэростатов. Было выпущено больше сотни шаров. Со временем организовали школу по обучению пилотов аэростатов. Я сам сначала лет 10 таскал корзину, а потом решил, что хватит и получил лицензию. Пока работал, много летать не получалось, а как ушел вот на пенсию, теперь отрываюсь», — рассказывает Владимир Карнаухов.
Безопасность для участников фестиваля во главе угла. Действия пилота доводятся до автоматизма, и все делается для того, чтобы никакая непредвиденная ситуация не повлияла на качество полета, пусть даже привязного. Правда, до сих пор во многих странах поездки на воздушных шарах доверия у пассажиров не вызывают. А зря, говорят специалисты, ведь действия пилота настолько отточены, что каждый свой шаг он знает наизусть.
«Он знает, что он делает. Знает, куда смотреть, как смотреть, что ему делать на каждом этапе. У него есть, так называемые карты, которые он постоянно перебирает в голове и в зависимости от обстановки у него идет работа. Поэтому оно и безопасно. В школе пилотов мы заставляем все учить наизусть каждый элемент. Например, при подготовке к горячему наполнению нужно проверить все: стропы, приборы. Все проверил и перешел к процедуре полета. Пришли люди на борт, их приняли, держим шар, плавно нагревает. Никто и никуда не спешит. Погода чуть поменялась – отменил полет. Плавно поднимаемся и смотрим, чтобы никто не держал корзину и никто не зацепился. Когда шар поднимается, команда отворачивается и смотрит на привязные веревки. Этим мы добиваемся максимально безопасности», — рассказывает киевский рекордсмен по воздухоплаванию Сергей Скалько.
В данное время в Казахстане только 4 сертифицированных пилота тепловых аэростатов. В Кыргызстане такой только один. Но скоро людей, которым по закону будет разрешено летать на воздушных шарах, будет больше. С 1 апреля в Усть-Каменогорске стартуют занятия для первого потока школы пилотов. Первыми пройдут подготовку 10 человек, среди которых и казахстанцы, и россияне. Инструкторы говорят, что прошлогодний фестиваль воздухоплавания в Шымкенте сыграл свою роль – появилось много желающих приобрести аэростаты или для души, или для бизнеса. Вот только сделать это невозможно, пока нет специальной корочки. Получить пилотскую лицензию теперь можно будет после окончания учебы в Усть-Каменогорске.
«В России обучение стоит около 500 тыс рублей за одного человека. У нас примерная цена индивидуального обучения около 900 тыс тенге. За эту сумму человека научат полностью управлять аэростатом. Он пройдет теорию 100 с лишним часов и будет 16 часов налета свободных полетов. Умеет он летать или нет, опытный он пилот или новичок, но 16 часов он должен отлетать. А потом он сдает экзамен и получает пилотское свидетельство. На первом курсе будут обучаться казахстанцы и россияне. А вообще, заявки делали из Турции и Китая обучить 86 человек, но мы решили отказаться, ведь у нас нет англоговорящих преподавателей», — рассказывает один из создателей школы пилотов Александр Русинов.
В качестве тренеров – опытные пилоты, большинство из них практикующие специалисты малой авиации.
«Среди наших коллег опытные экзаменаторы. Они экзаменуют всех летчиков Казахстана по малой авиации. Сейчас мы проводим отдельно курсы и для экзаменаторов, и по малой авиации, и по безопасности полетов. Сначала мы учим их теории, затем узнают как устроен аэростат и потом будут практические занятия», — рассказывает представитель БП ОЮЛ «Кама» Курал Куримбаев.
Мы любим свое дело, рассказывают пилоты с мировыми именами, а потому вся работа строится через безопасность. Пилоты во время полетов не предоставлены сами себе, наоборот, они всегда на связи с органами воздушного движения. Воздушные шары созданы не для веревок, а для полетов, говорят покорители неба, а потому надеются, что в ближайшие годы смогут наладить на воздушном пространстве Шымкента и свободные полеты.
Все события, новости и происшествия Шымкента тут.