О сложностях ведения бизнеса шымкентцы рассказали бизнес-омбудсмену

О сложностях ведения бизнеса шымкентцы рассказали бизнес-омбудсмену

18 ноября, 2022 Выкл. Автор Анна Цурканова

Предприниматели Шымкента о сложностях ведения дел рассказали Уполномоченному по защите прав бизнесменов Рустаму Журсунову, сообщает vera.kz

Почти весь день бизнес-омбудсмен провел, общаясь с предпринимателями Шымкента. Говорит, что удалось выделить 12 особенно важных проблем, которые его изрядно озадачили.

«Качественно это очень серьезные проблемы. Я был озадачен, причем подавляющее число проблем носят республиканский характер. Сегодня, например, поднимали противоречия приказа министра финансов и норм налогового кодекса о порядке возврата НДС. Мы эту проблему знаем и соответствующее представление на имя правительства внесли и сейчас ведем переговоры», — рассказал Рустам Журсунов.

Такая ситуация с НДС похожа на административный барьер, говорят производители. Это противоречит стимулированию экспортных предприятий страны и, наоборот, приведет к сокращению экспортного потенциала, а значит, снижению валютной выручки, объемам переработки сырья. Под угрозой может оказаться и обеспечение отечественного рынка социально-значимыми продуктами.

Под угрозой работа производителей шерсти. 30 апреля заканчивается срок действия моратория на отмену экспортной пошлины на шерсть. Директор единственного в стране уникального производства по переработке шерсти «Шымкент-кашемир» Санат Шаганбекулы опасается, что возвращение спустя два года этой пошлины с 1 мая 2023 года негативно повлияет на работу предприятия.

«В 2021 году, благодаря усилиям НПП, в Казахстане отменили 10-процентную экспортную пошлину на шерсть. Ранее этот вопрос годами обсуждался на разных площадках с участием госорганов, ассоциаций, НПП. В итоге удалось добиться отмены экспортной пошлины на 2 года, то есть до 30 апреля 2023 года — при условии, что в Казахстане запустятся новые предприятия, которые будут принимать нашу мытую шерсть. Однако на сегодняшний день ситуация не изменилась, новые фабрики не запустились, спрос внутри страны отсутствует. Наша продукция востребована только за границей», — отметил Санат Шаганбекулы.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей пообещал обсудить этот вопрос с вице-министров торговли и найти выход из ситуации за те полгода, что остались до отмены моратория. Очень много критики звучало в адрес железнодорожного перевозчика. Из-за нехватки вагонов мукомольные предприятия оказались в сложном положении. Другие тоже подсчитывают убытки. Компания Танзии Алекешевой завозит в город жидкий кислород и постоянно подсчитывает потери при доставке. Предприниматель не может понять, почему вагоны одних компаний прибывают в тупики за трое суток, а другим на ту же самую дорогу нужно 2 недели.

«У нас один вагон шел 3 дня, а другой – 15 дней. При этом при перевозке учитывать надо, что идет потеря большая жидкого. Он был допустим 30 тонн, а доехал до Шымкента и стал 20 тонн, почти 10 тонн потери. Есть ли у КТЖ определенное регламентированное время от одной точки до другой должно быть столько то?» — задается вопросом Танзия Алекешева.

Генеральный директор ТОО «КазахБитум» Ержан Бейсенбаев поднял проблему нехватки локомотивов в Шымкенте, что негативно сказывается на развитии экономики региона.

«Наша компания завозит битум из России. Вагоны с сырьем от российской границы до Шымкента пребывают за 3-4 дня, а от станции Шымкент до станции Тогуз могут идти в меньшем случае 5 дней, а то и больше! Железнодорожники говорят, что у них всего лишь один локомотив на весь регион, и тот часто забирают по другой необходимости. Из-за этого у нас часто останавливался завод, а для нового запуска нужно еще 2-3 дня. Город постоянно недополучал объемы битума, вследствие чего в регионе возник острый его дефицит. Очень просим решить вопрос с «Казахстан Темир Жолы» по обеспечению локомотивной тяги в Шымкенте», — сказал предприниматель.

Жалоб на работу КТЖ в Шымкенте, действительно, много, констатирует бизнес-омбудсмен. Решать эту проблему будет за столом переговоров с руководством компании и представителем профильного министерства.

«Мы вынуждены констатировать факт снижения скорости доставки грузов КТЖ. Как сегодня заявили, в 3-4 раза скорость упала. Это большая проблема для бизнеса. Здесь несколько причин – и отсутствие локомотивов, может быть неправильная маршрутизация, нехватка зерновозов, здесь целый комплекс проблем и к моему большому сожалению, здесь в Шымкенте их не решить», — сказал Рустам Журсунов.

Проблемы шымкентских бизнесменов его озадачили, признается главный в стране бизнес-правозащитник. Большую их часть ему придется прорабатывать и решать на правительственном уровне. Есть правда, и такие трудности у шымкентских предпринимателей, которые можно разрешить только на международном уровне.

«Серьезный вопрос, который поднимался – присвоение еврокодов при экспорте нашей продукции в европейские страны. Это очень серьезно, международно-правовой вопрос. Мы договорились, что подключим наше посольство в Брюсселе для ускорения решения», — сказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Бизнес-омбудсмен после озвучивания предпринимателями проблем тут же во время приема звонил вице-министрам, ответственным лицам ведомств разных уровней. По вопросам государственных закупок Рустам Журсунов сразу же подключил органы прокуратуры для подготовки ими соответствующих актов прокурорского реагирования: это и назначение отдельных проверок в отношении государственных органов и квазигосударственных организаций.

Последние новости Шымкента: