Спрос на пассажирские и грузовые авиаперевозки в октябре 2025 года вырос до 6,6% и 4,1% соответственно

Спрос на пассажирские и грузовые авиаперевозки в октябре 2025 года вырос до 6,6% и 4,1% соответственно

3 декабря, 2025 Выкл. Автор Анна Цурканова

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за октябрь 2025 года, передает vera.kz

Пассажирские перевозки

  • Общий спрос, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK), вырос на 6,6% по сравнению с октябрем 2024 года. Общая провозная емкость, измеряемая в доступных кресло-километрах (ASK), также увеличилась на 5,8% в годовом выражении. Коэффициент загрузки (PLF) в октябре составил 84,6% (+0,7 п.п. по сравнению с октябрем 2024 года).   
  • Международный спрос вырос на 8,5% по сравнению с октябрем 2024 года. Провозная емкость увеличилась на 7,1%, а коэффициент загрузки составил 84,6% (+1,1 п.п.).  
  • Внутренний спрос вырос на 3,4% по сравнению с октябрем 2024 года, при этом провозная емкость увеличилась на 3,6%, а коэффициент загрузки составил 84,6% (-0,1 п.п.).  

«Октябрь показал уверенный рост: спрос на авиаперевозки увеличился на 6,6% год к году. Особенно примечателен прирост пассажиропотока на 4,5% у перевозчиков Северной Америки — после нескольких месяцев практически нулевой динамики. Дальнейшая динамика тоже выглядит позитивно: в ноябре провозная емкость вырастет на 3,6%, в декабре — на 4,7%. Это отражает высокий интерес к праздничным поездкам и активность компаний, которые завершают годовые сделки. На фоне неопределенности в экономике на 2026 год стабильный спрос на авиаперевозки — вместе с рабочими местами и вкладом отрасли в рост — остается важным положительным фактором, который должны поддерживать правительства», — отметил генеральный директор IATA Уилли Уолш. 

Пассажирские перевозки в деталях – октябрь 2025 (в % по отношению к октябрю 2024 года) 

Регион Доля рынка, %* RPKASKЗагрузка
Весь мир 1006,65,884,6 (0,7)
Африка 2,28,88,373,9 (0,3)
Азиатско-Тихоокеанский регион 33,58,16,685,1 (1,2)
Европа 26,76,75,487,0 (1,1)
Латинская Америка и Карибы5,36,15,884,6 (0,2)
Ближний Восток 9,410,58,182,4 (1,8)
Северная Америка 22,92,53,682,9 (-1,0)

*% от RPK отрасли в 2024 г. 

Региональный обзор – международные пассажирские перевозки

Рост спроса на международные полеты (RPK) в октябре увеличился на 8,5% в годовом выражении. Двузначные темпы роста показали Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток. Коэффициент загрузки улучшился во всех регионах, кроме Северной и Южной Америки. Пассажиропоток внутри Азии показал выдающуюся динамику: заметно выросли перевозки в/из Китая, Японии и Вьетнама — каждое из этих направлений превысило отметку годового роста в 10%. Существенная динамика на Ближнем Востоке частично объясняется низкими показателями прошлого года, когда геополитическая напряженность в регионе приводила к сбоям в авиаперевозках.   

Регион RPK ASK Загрузка (PLF)
Азиатско-Тихоокеанский регион 10,9%9,1%84,4% (+1,4 п.п.)
Европа 7,4%6,0%86,5% (+1.2 п.п.)
Северная Америка 4,5%4,7%84,2% (-0,1 п.п.)
Ближний Восток 10,7%8,1%82,5% (+2,0 п.п.)
Латинская Америка 7,2%8,2%84,6% (-0,8 п.п.)
Африка7,3%5,3%74,1% (+1,4 п.п.)

Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок

Внутренние пассажирские авиаперевозки выросли на 3,4% по сравнению с октябрем 2024 года, при этом коэффициент загрузки снизился на 0,1 п.п. до 84,6% на фоне увеличения провозной емкости на 3,6%. США вернулись к умеренному росту после двух месяцев снижения. Лидером динамики стала Бразилия, где зафиксирован рост спроса на 12,4%.

Внутренние пассажирские рынки – октябрь 2025 (в % по отношению к октябрю 2024 года) 

РынокДоля рынка*RPKASKЗагрузка
Обобщенные показатели38,23,43,684,6 (-0,1 п.п.)
Австралия0,83,85,185,2 (-1,1 п.п.)
Бразилия1,112,410,585,2 (1,5 п.п.)
Китай11,35,74,685,5 (0,9 п.п.)
Индия1,74,65,581,5 (-0,7 п.п.)
Япония1,04,2-0,688,3 (4,1 п.п.)
США14,41,33,182,0 (-1,5 п.п.)

*% от RPK отрасли в 2024 г. Примечание: на эти шесть внутренних рынков приходится 30,2% от общего мирового спроса и 79,1% от общего объема внутренних перевозок.

Грузовые перевозки

  • Общий спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK), увеличился на 4,1% по сравнению с октябрем 2024 года (+4,8% для международных перевозок).
  • Провозная емкость, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 5,1% по сравнению с октябрем 2024 года (+6,4% для международных перевозок).  

«В октябре спрос на грузовые авиаперевозки вырос на 4,1% в годовом выражении. Это уже восьмой месяц подряд, когда рынок показывает рост, и при этом был установлен новый рекорд по месячным объемам. На направлении Азия – Северная Америка снижение продолжается шестой месяц, однако другие маршруты демонстрируют заметно более сильную динамику. Двузначные или близкие к этому темпы роста зафиксированы внутри Азии, между Ближним Востоком и Европой, а также между Европой и Азией. Эти изменения показывают, что грузовой сегмент помогает глобальным цепочкам поставок перестраиваться под влиянием торговой политики США. И это особенно важный сигнал сейчас, перед началом пикового сезона перевозок в четвертом квартале», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA     

Основные факторы, оказавшие влияние на статистику:

  • Мировая торговля товарами в сентябре выросла на 5,3% в годовом исчислении.
  • Мировое промышленное производство в сентябре увеличилось на 3,7% в годовом выражении — это самый быстрый рост с марта 2025 года и самый сильный месячный показатель с конца 2022 года. 
  • Цены на авиатопливо в октябре выросли на 2,5% по сравнению с прошлым годом, несмотря на снижение цен на нефть. Рост был обусловлен дефицитом на рынке дизельного топлива, что привело к удвоению спрэда между ценами на сырье и топливо в годовом выражении.
  • В октябре мировое производственное настроение немного укрепилось: индекс PMI рос третий месяц подряд и достиг 51,45. Показатель новых экспортных заказов немного понизился до 48,31 и по-прежнему остается ниже порога роста в 50 пунктов, что отражает сохраняющуюся осторожность на фоне неопределенности в тарифной политике.

Грузовые авиаперевозки – октябрь 2025 (в % к октябрю 2024 года)

РегионДоля рынка*CTKACTKЗагрузка
Весь мир 100,04,15,147,1 (-0,5 п.п.)
Африка 2,016,620,041,3 (-1,2 п.п.)
Азиатско-Тихоокеанский регион 34,38,37,349,6 (0,5 п.п.)
Европа 21,54,34,354,7 (0,0 п.п.)
Латинская Америка и Карибы2,9-2,72,839,1 (-2,2 п.п.)
Ближний Восток 13,65,710,046,7 (-1,9 п.п.)
Северная Америка 25,7-2,70,140,9 (-1,2 п.п.)

*% от CTK отрасли в 2024 г.

Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за октябрь 2025 года по отношению к октябрю 2024 года:

Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона в октябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 8,3% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 7,3% в годовом исчислении.

Североамериканские перевозчики в октябре зафиксировали падение спроса на грузовые авиаперевозки на 2,7% в годовом исчислении — это самый слабый результат среди всех регионов, сопоставимый с показателями Латинской Америки. Провозная емкость увеличилась на 0,1% в годовом исчислении.

Европейские перевозчики в октябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 4,3% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 4,3% в годовом исчислении.

Авиакомпании Ближнего Востока в октябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 5,7% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 10,0% в годовом исчислении.

Латиноамериканские перевозчики в октябре зафиксировали падение спроса на грузовые авиаперевозки на 2,2% в годовом исчислении — это самый слабый результат среди всех регионов, сопоставимый с динамикой Северной Америки. Провозная емкость увеличилась на 2,8% в годовом исчислении.   

Африканские авиакомпании в октябре показали самый высокий рост спроса на грузовые авиаперевозки среди всех регионов — на 16,6% в годовом выражении. Провозная емкость при этом увеличилась на 20,0% в годовом исчислении.

Показатели торговых маршрутов:

Объемы грузовых авиаперевозок в октябре 2025 года выросли по большинству основных торговых направлений, за исключением коридоров между Северной Америкой и Азией, а также внутри Европы, где наблюдалось снижение. Наиболее уверенный рост показало направление Европа–Азия. Хорошие результаты также зафиксированы на маршрутах Ближний Восток–Азия, Африка–Азия и внутри Азии. Направление Европа–Северная Америка продемонстрировало умеренный рост, тогда как Европа–Ближний Восток осталось примерно на уровне прошлого года.

МаршрутРост, год к годуПримечанияДоля рынка в отрасли*
Азия – Северная Америка-1,4%6 месяцев снижения подряд24,6%
Европа – Азия+11,7%32 месяца роста подряд20,4%
Ближний Восток – Европа+0,1%1 месяц роста5,6%
Ближний Восток – Азия+11,5%8 месяцев роста7,3%
Внутри Азии+9,0%24 месяца роста7,0%
Внутри Европы-0,7%3 месяца снижения2,0%
Северная Америка – Европа+2,6%21 месяц роста13,3%
Африка – Азия+10,9%4 месяца роста1,4%

*Доля рассчитана на основе показателя CTK за весь 2024 год.