История одной модернизации в Шымкенте

История одной модернизации в Шымкенте

27 февраля, 2019 Выкл. Автор admin

В далеких 1970-х годах в Шымкенте был спроектирован гигантский по тем временам нефтеперерабатывающий завод. Масштабная стройка закипела, и в 1985 году НПЗ был торжественно введен в эксплуатацию. С тех пор нефтеперерабатывающий завод стал градообразующим предприятием с отчислением налогов, с рабочими местами, с социальной направленностью и солидным соцпакетом для сотрудников. На плаву предприятие удержалось даже в сложные для экономики уже независимого Казахстана в 90-е годы.

            В 2005 году компанию покупает китайский инвестор. В руках иностранцев были сосредоточены 100% акций. Через два года 50% акций приобретает Национальная компания «КазМунайГаз» и после этого Совет директоров принимает важное решение – провести модернизацию завода. Общая сумма инвестиций впечатляла – 1 млрд 850 млн долларов.

Глобальные перемены

Разработка проектно-сметной документации, выбор генерального подрядчика, выделение средств на проведение работ. Весь этот процесс занял немало времени, но в итоге Китайская нефтяная инженерно-строительная корпорация «КНИСК» приступила к реализации беспрецедентного проекта. Модернизацию на заводе решили проводить в два этапа и без отрыва от производства горюче-смазочных материалов, чтобы не оставить страну без топлива. Все пуско-наладочные работы старались проводить как раз в то время, когда нефтеперерабатывающий завод останавливался на капитальный ремонт, причем делал он это дважды в год.

Территория завода ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» на несколько лет превратилась в масштабную строительную площадку. Здесь заливали тысячи кубических метров бетона, монтировали сотни единиц оборудования и тысячи тонн металлических конструкций. Почти полторы тысячи человек были заняты в строительно-монтажных работах. На первом этапе планировалось запустить производство моторного топлива экологических классов К-4 и К-5, к слову, это аналоги «евро-4» и «евро-5», не только запустить выпуск высокооктановых бензинов, но и увеличить объемы всех продуктов. Всего же разработчики проекта намеревались запустить 11 технологических установок и 29 объектов общезаводского хозяйства.

            Первый «блин» можно было оценить уже в декабре 2015 года. Тогда ввели в эксплуатацию установку производства серы мощность.. 4 тыс тонн в год. Этот объект строили с «нуля». 27 человек прошли особую подготовку для работы на новейшем оборудовании. После обучения сотрудники могли  управлять установкой и утилизировать кислые газы с производством серы чистотой свыше 99,9% масс. К слову, раньше эти газы сжигались на факеле. В июне 2017 года на заводе первый раз с облегчение вздохнули – был завершен первый этап модернизации. Об этом объявили тогда, когда запустили установку изомеризации.

             В начале мая на нефтеперерабатывающем заводе начали апробировать оборудование для подачи сырья и заполнению сплиттеров установки изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья. Этот объект позволит выпускать высокооктановые бензины экологического класса К-4 и К-5, еще и увеличить их объем на 460 тыс тонн в год. Все пуско-наладочные работы, отмечают на предприятии, проводили как раз в тот момент, когда завод был на капитальном ремонте. За это время успели не только отремонтировать прежнее оборудование, но и присоединить новую установку к действующим технологическим линиям.

Дизельное и бензиновое достижения

Спустя полгода на предприятии наладили выпуск дизельного топлива экологического класса К-4 и К-5. Эта продукция соответствует техническим регламентам Таможенного Союза. Все опытно-промышленные партии прошли проверку, получили паспорта качества и соответствующие декларации. Теперь все силы при модернизации были направлены на то, чтобы в несколько раз удалось увеличить объемы выпускаемой продукции.

Во время реализации второго этапа модернизации на заводе испытали новое оборудование, обкатали электродвигатели, проверили электрокабели, наладили работу контрольно-измерительных приборов и автоматики на новых объектах. К примеру, на установке водоподготовки промыли систему, в резервуарах провели гидравлические испытания. На предприятии начал работать участок химводоподготовки с производительностью 400 м3/ч. Он позволял очистить свежую воду от механической взвеси, органических соединений, солей жесткости и получить обессоленную воду. Ее начали использовать для производства пара на установке по приготовлению пара и конденсата. Кроме того, на предприятии подготовили к эксплуатации воздушно-азотную станцию для выработки и непрерывного обеспечения осушенным сжатым воздухом контрольно-измерительных приборов, техническим воздухом и азотом существующих и новых установок завода.

            Главную технологическую операцию проекта модернизации на предприятии провели 2 августа этого года. В этот день в реактор каталитического крекинга RFCCначало поступать сырье. После этого в ректоре и начались термокаталитические реакции конверсии прямогонного мазута в компоненты сжиженного газа для очистки на установке Meroxи автомобильного бензина для гидроочистки на установке PrimeG+ с последовательным подключением установок производства серы, очистки водорода. Отмечается, что установка каталитического крекинга имеет мощность 2 млн тонн сырья в год. Ее ввод в эксплуатацию позволил увеличить глубину переработки на заводе, производство автомобильных бензина и дизеля, соответствующих качеству экологических классов К-4 и К-5

Финальная точка

Сейчас нефтеперерабатывающий завод в Шымкенте – это настоящий производственный гигант. На его территории теперь 11 новых технологических установок, сверкающих на солнце. После многолетнего строительства руководство предприятия вспоминает с улыбкой о всех возникших тогда трудностях. 

— Сейчас, конечно, все видят хороший результат, но во время реализации не все было так гладко. Генеральным подрядчиком во время модернизации являлась компания CNPC. Я вам откровенно скажу, что самой большой проблемой, с которой мы столкнулись во время реализации проекта, были стандарты строительства, нормы и СНИПы Китая и Казахстана. Они отличаются. И с этой проблемой мы сталкивались на всех этапах реализации: проектировании строительстве, эксплуатации, — рассказывает президент ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» Цзян Ши.

Финальной точкой в этом проекте стало открытие уникальной операторной. В этой просторной круглой комнате сосредоточен «мозг» всего завода. Сюда поступают 18 тысяч сигналов из каждого уголка предприятия.

— Контроль за всем заводом ведется из операторной. У нас большая часть систем автоматизирована. Отсюда контролируется и настраивается давление, температура и все технологические параметры, — рассказывает президент предприятия.

После модернизации удалось добиться улучшения качества бензина. Раньше на шымкенском НПЗ выпускали топливо класса К-2. Сейчас резервуары заполняются только бензином класса К-4 и К-5. Переходи на такое производство снижает экологические риски, рассказывают сотрудники завода. Мало того, что автомобили теперь будут ездить на качественном топливе, так оно еще стало чище, ведь содержание серы уменьшились почти в 10 раз.

— После модернизации мы увеличили глубину обработки. К примеру, раньше мы получали от 100% лишь 50% светлых нефтепродуктов, то сейчас мы получаем 80% светлых нефтепродуктов. В итоге, мы в сутки производим 15 тыс тонн ГСМ, а ведь до модернизации производили лишь 5 тыс тонн в сутки, — рассказывает президент нефтеперерабатывающего завода. 

В ближайшие годы рынок Казахстана будет независим от импорта бензина. Мощность только шымкентского завода 5 тыс тонн бензина в сутки способна избавить

водителей страны от дефицита топлива. Дальше нужно строить планы по экспорту готовой продукции НПЗ Шымкента, считают на заводе.

— Еще в прошлом году был сильный дефицит бензина в стране. После модернизации мы решили эту проблему. В будущем никакого дефицита не будет. Мы и нефтеперерабатывающие предприятия других казахстанских городов выходим на новый уровень. Мы можем обеспечивать свой рынок и отказаться от импорта. Я бы хотел отметить, что новые установки работают стабильно, — рассказывает Цзян Ши.

В новой операторной завода работа не останавливается ни на минуту. Все 24 часа установки шымкентского НПЗ под неустанным контролем специалистов.

— Вы обратили, наверное, внимание, что в нашей операторной работают молодые специалисты, причем большая часть – казахстанцы. После модернизации мы смогли привлечь еще 400 новых специалистов. Все они прошли обучение и стажировку. Те установки, которые мы запустили после первого этапа модернизации, сейчас работают под 100%-ным руководством молодых казахстанских специалистов. Установки, запущенные в рамках второго этапа модернизации пока на70% управляются казахстанцами. Но через год или полтора управление будет полностью отдано отечественным специалистам. Я очень горд, что казахстанцы могут свободно работать с такими сложными технологическими установками. Кто-то говорит, что наша молодежь ленивая и не может учиться.  Я с этим категорически не согласен, говорит президент ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс».

Вот только на ценовую политику модернизация шымкентского НПЗ повлиять не может. Руководство завода объясняет четко, они всего лишь переработчики и сами зарабатывают только на переработке нефти, да и то под контролем антимонопольного.

— Мы сами не можем устанавливать цены на переработку. Если мы превысим стоимость, то нас оштрафуют. И мы не можем влиять на стоимость  бензина и нефтепродуктов. Все месторождения в Казахстане и все нефтяные компании, продающие нефть, делают это по той цене, которая была установлена нашим государством. Все эти цены регулируются правительством страны. Сейчас видно тенденцию роста стоимости бензина, где-то полдоллара. Но на самом деле эта цена не очень высокая. Мы не будем сравнивать с Европой, а давайте сравним с соседними странами. В Китае, например, цена за бензин марки 92 составляет 7 юаней, это больше доллара. У соседа Российской Федерации цена больше, чем в Казахстане, — рассказывает президент нефтеперерабатывающего завода Цзян Ши. 

На предприятии уверяют, что теперь капитальные ремонты завода тоже не будут влиять на запасы бензина и дизельного топлива в стране. Более того, теперь можно забыть об остановках предприятия два раза в год. Ближайший капитальный ремонт пройдет в октябре 2019 года и продлится не как раньше в течение месяца, а дней 20. В дальнейшем установки нефтеперегонного планируют ремонтировать раз в три года. 

Еще про успешные бизнес проекты можно почитать тут.