
Трудности развития ремесленнического дела
8 апреля, 2025Что мешает превратить хобби в бизнес, выясняем с vera.kz
Делать своими руками, вкладывать частичку души и мысленно наделять предметы сакральным смыслом. Для кого-то это рукоделие, для кого-то креативная индустрия, а для кого-то ремесленничество. Это только со стороны все кажется одним и тем же. Миссии у всех разные скажут вам мастера, но проблемы — одинаковые. О том, что мешает превратить хобби в бизнес в нашем материале.
На фото Акбота Айтбай. Фото автора
В мастерскую Акбота Айтбай превратила обеденный стол. Здесь по коробочкам разложены мелкие материалы, но, как и положено, царит творческий беспорядок. За работу многодетная мама садится в любую свободную минуту. Экономист по образованию 12 лет назад попробовала себя в дизайне украшений. С тех пор даже перестала считать, сколько сделала украшений в национальном стиле.
«Однажды в школе учитель попросила сделать научную работу про войлок. Я тогда много прочитала и удивилась, насколько богата казахская культура. Просто невероятно, сколько можно сделать из одного войлока. Я сейчас иногда думаю, как я посмела пойти на то, чтобы сочетать войлок с натуральными камнями и делать украшения. Это было очень интересно и красиво. У меня были маленькие дети и я не могла выйти на работу. А тут меня поддержали соседи и предложили сделать 30 украшений. Я тогда пошла на алматинский Арбат продавать их. И знаете, я была так рада, что сразу у меня купили 4 украшения. С тех пор я не слышала плохих отзывов. Я сделала более десятка тысяч различных украшений, которые ушли в мир», — рассказывает дизайнер украшений Акбота Айтбай.
Работы Акботы Айтбай. Фото автора
За годы работы Акбота выработала свой почерк, но в каждом украшении экспериментирует. В современные формы она старается вплетать национальные элементы и особый колорит, который отличает ручную работу от того, чем завалены прилавки базаров. В коллекции у шымкентской мастерицы и броши просто для украшения и, как обереги от сглаза, и ожерелья, подходящие под классические костюмы или национальные платья. Делает она и кольца, и браслеты, но говорит, всегда старается удивить покупателей возможностью необычно носить украшения. Та же подвеска может стать легким поясом, или превратиться в подражание сумочки через плечо.
Ее работы разлетаются в Европу, Прибалтику, Россию и даже на другие континенты. Чтобы продать коллекцию, мастер вынуждена ехать на выставки в другие города. В Шымкенте сложно и с площадкой, и с клиентской базой.
«Вначале я подавала на получение государственных грантов, но проект не считался серьезным. Потом я привыкла рассчитывать на свои силы. Небольшими шагами, но я достигаю определенных высот. Я как-то пыталась открыть свою студию. Придумала концепцию, вложила деньги, но меня одной не хватило, не хватило командности, информационной поддержки. И я выдохлась, ведь один в поле не воин», — рассказывает Акбота Айтбай.
На фото работы Айсулу Кунанбаевой. Фото автора
Профессиональный художник Айсулу Кунанбаева рукотворчеством начала заниматься с кукол. В начале 2000-х это было удивительно и для местных жителей, и для туристов, которые охотно покупали такие сувениры. Для иностранцев в самодельной печи Айсулу делала и керамические панно, а потом поняла, что гораздо легче продавать кулоны. Именно их она и делает, ведь керамика – обычный промысел южного региона. Природной глины здесь много, еще бы столько было возможностей продать сувениры.
«Я придумываю разные формы с национальным колоритом. Помню, первый раз купили знакомые, я им случайно показала. Потом знакомая в своем магазине их быстро продала. Я стала расширять ассортимент кулонов, начала выезжать на выставки в Алматы. Там было очень интересно. Это было с 2002 по 2009 годы. Потом у меня был перерыв и сейчас я пытаюсь вернуться в это направление. Но на этом уже сложно заработать. Много нужно сделать, чтобы это дело хотя бы просто кормило. Стало хуже, появилось много конкурентов. С нами не хотят работать даже сувенирные лавки. Для них важна маржинальность китайских, кыргызских, узбекских сувениров, у нас же она не такая. Вы посмотрите, ведь зачастую сувениры не наши», — рассказывает Айсулу Кунанбаева.
Спасти ситуацию мог бы поток туристов. Недорогие и оригинальные керамические кулоны быстро продаются там, куда приезжают иностранцы. В прошлом году, рассказывает художник, она за пару дней продала 80 кулонов на играх кочевников. В Шымкенте иногда спасают уличные мероприятия, как например, выставки-продажи в дни национальных и государственных праздников. Правда, они бывают нечасто.
«Нужны выстроенные каналы продаж. Например, нам обещали, что будет в аэропорту Шымкента и других крупных городах точки продаж для местных производителей сувениров. Нужны такие места и около туристических объектов. Однако, там тоже зачастую представлены сувениры, закупленные в соседних странах. С одной стороны, у нас недостаточно аутентичных и сделанных именно в Казахстане, а с другой стороны, где это продавать?» — говорит Айсулу Кунанбаева.
В прошлом году на шымкентском арбате провели 16 ярмарок. Мастера смогли продать 1450 изделий. В этом году прошли пока только три ярмарки. Но площадкой для бойкой торговли и коллаборации дизайнеров, керамистов, этномастеров, ювелиров и других может стать креативный хаб. Его открытия представители креативной индустрии добивались почти два года. Добились. Акимат нашел здание, проводит там ремонт, обещает дать возможность открыть там мастерские и выставочные места. Площадь здания 1100 квадратов, вот только в Шымкенте три с половиной тысячи потенциальных претендентов на квадратные метры.
«Кто подаст заявку, тот тут и будет работать. Сейчас мы только собираем заявки, разговариваем с представителями креативной индустрии, решаем с ними, как и что обустроить. Кто-то хочет работать в закрытом пространстве, кого-то устраивает open-space. Угодить сразу всем сложно, мы должны прийти к одному решению. На первом этаже хотим сделать мастерские – грязные зоны. На первом этаже будет шоу-рум, где будет представлена продукция. На втором этаже будут проходить мастер-классы, будет конференц-зал. Параллельно будут проходить и ярмарки», — рассказывает руководитель управления туризма, внешних связей и креативной индустрии Шымкента Бексултан Адилханов.
Креативный хаб на стадии ремонта. Фото автора
Одна из задач креативного хаба – вытащить из тени умельцев, которые открыли мастерские дома и продают, не оплачивая налоги. Квадратные метры бесплатно будут выдавать взамен официальной регистрации в органах ДГД. Сами мастера видят в этом возможность решить одну из проблем – разрозненность. Конкуренции умельцы не боятся,
«Разрозненность – одна из проблем. Знаете, когда мы, творческие люди, собираемся вместе, мы общаемся. У нас фантазии прямо потоком идут. Нас не остановить. Но пока мы собираемся, немного пообщаемся и разбегаемся. Каждый опять сам по себе. А в хабе мы будем в одном месте. И у нас будут коллаборации. Художник, например, сможет нарисовать картину так, чтобы я могла туда вставить украшения. Или одежду создать так, чтобы подошло что-то из моих работ. Если мы будем сидеть в одном месте, мы сможем создавать крупнее проекты. Я думаю, что это будет сила и мощь. А конкуренции для меня давно нет. Конкуренция – это страх, а в творчестве ты делаешь то, как видишь, и твой почерк виден», — рассказывает дизайнер украшений Акбота Айтбай.
Креативный хаб на стадии ремонта. Фото автора
Открытие хаба ставит новую задачу – разместиться всем так, чтобы необидно было. Как тысячи человек будут делить площадь, пока неизвестно, но открыть точки для мастерских еще сложнее, чем казалось на первый взгляд. Нельзя в открытом пространстве размещать тех, кто занимается выделкой кожи и часам стучит молотком, и дизайнеров украшений и одежды, которые кропотливо работают с мелкими деталями. Но при этом в креативном хабе можно будет с легкостью воплотить идею об обучении мастеров и ремесленников. Многие из них годами делают прекрасные вещи, но так и не научились оформлять, продавать, развивать маркетинг и даже просчитывать спрос.
«Вы, наверное, заметили, что даже многие дизайнеры одежды открывают дома моды, но довольно быстро закрывают. Потому что люди не знают, что такое маркетинг. Просто не обучены навыкам продавать. Планируем давать какие-то базовые знания по продвижению бренда, упаковке товара. Мы и так им подсказывали, говорили, делайте бирки, этикетки, ставьте ценники, высчитывайте себестоимость изделия, чтобы в минус не уходить. А ведь многие работали по цене, по которой даже затраты не оправдать, а ведь нужно еще вложить в дальнейшее развитие, закуп товара. Это не все понимают», — рассказывает руководитель ассоциации креативной индустрии Жанна Елтанова.
Жанна Елтанова начинала в Шымкенте с шитья одежды. Затем стала придумывать и воплощать коллекции, ездить с ними на выставки в другие страны и устраивать модные показы в родном городе. Сейчас у нее текстильное производство и знания, как свое хобби превратить в бизнес. Прежде всего, советует единомышленницам выходить из тени. Мол, умение платить даже минимальные налоги и работать, как индивидуальный предприниматель, уже на ступеньку выше ставит тех, кто все это делает тайком дома. ИП научит вкладывать в себя, свое продвижение, даст возможность взять кредит на развитие своего дела или принять участие в государственной программе.
«У нас есть льготные кредиты для поддержки малого и среднего бизнеса. Через фонд Даму могут получить кредитование от 7 до 10%. В прошлом году 82 субъекта креативной индустрии получили льготное кредитование на сумму 1,3 млрд тенге. Плюс еще акимат выдает гранты от 3 до 5 млн тенге. В этом году мы еще хотим выдать 10 грантов субъектам креативной индустрии по 400 тенге. Будет конкурс и будем выдавать тем, кто выиграет. Это будет рассчитано на новичков», — говорит руководитель управления туризма, внешних связей и креативной индустрии Шымкента Бексултан Адилханов.
В Казахстане уже год представители 40 видов предпринимательской деятельности из креативной индустрии работают в рамках специального налогового режима розничного налога. Правительство позволило им платить ИП-шникам единый налог от 2 до 4%.
При этом их освободили от корпоративного подоходного налога, индивидуального подоходного налога, НДС. Это, конечно, очень большая поддержка для тех, кто официально зарегистрирован и работает. Но чаще всего мастера и ремесленники не без зависти смотрят в сторону узбекистанских коллег. Они уже два года живут по Указу Президента Республики Узбекистан и чувствуют на деле свой статус.
Особенно важным, считается то, что ремесленники Узбекистана могут взять в аренду недвижимость, которая относится к культурному наследию, и создавать в ней свои шедевры. Конечно, им придется этот объект покупать на аукционе, но ремесленнику будет предоставлено первостепенное право, а стартовая цена будет установлена в 50% от действующей ставки. Работать в исторически ценных зданиях ремесленники могут пять лет, а потом еще и пролонгировать договор. Те же, кто продолжает дело предков в третьем поколении могут сразу получить объект на 10 лет. Ремесленники из Шымкента о таком даже не мечтают. В мастерские они переделывают свои времянки или дома.
На фото ремесленник из Узбекистана. Автор фото Анатолий Иванов-Вайскопф
Болатбек Бейсбеков. Фото автора
Болатбек Бейсбеков много лет назад превратил свой дом в Шымкенте в настоящую художественную галерею. В качестве экспонатов здесь все то, что сделано руками членов его семьи. К слову, ремесленничество у них теперь наследственное дело. Сразу 6 человек являются членами Союза художников Казахстана. Болатбек родился в семье железнодорожников. Вспоминает о всецелой поддержки отца. Он теперь по его примеру всегда поддерживает своих сыновей, дочерей и внуков.
«Дед и отец были железнодорожниками. Но отец хорошо рисовал, а дед мог сделать что угодно своими руками. Раньше же не было торговых центров, и предки все сами делали, поэтому мастерство у всех в крови. Наши предки жили на земле и из нее делали посуду. Кабачки выращивали и делали посуду. Они всегда работали с натуральным и нам надо это сохранить», — рассказывает Болатбек Бейсбеков.
Ремесленничеством вместе с женой Куляш они начали заниматься с 1989 года. По профессии они живописцы, но первыми в стране стали рисовать картины войлоком. Теперь об этом говорят, как о новом виде искусства. Дети и их супруги ткут гобелены и ковры, работают с кожей, создают одежду из войлока. Все работы охотно демонстрируют в своей галерее. Болатбек признается, что несколько лет тщетно пытался достучаться до местных акимов с просьбой выдать ему небольшое здание вдоль центральных улиц. Там бы он оборудовал мастерскую, выставочный зал, стал бы учить мастеров, а гостей угощать вкусным чаем. В такой обстановке обязательно бы раскупались все ремесленнические товары. Однако, его до сих пор никто не услышал.
«Акимы, когда приходят, всегда говорят, что будут нас поддерживать. Мы это уже лет 30 слышим. Часто нам звонят и просят приехать со своими работами на какую-нибудь выставку, потому что приехал какой-нибудь большой человек. Мы, ремесленники, оставляем всю работу и едем туда, хотя знаем, что там ничего не продастся. Но мы же патриоты своей страны, нас попросили, и мы идем. Иногда, знаете, нам звонят и говорят, а можно мы к вам туристов привезем, а то на улице погода плохая. Вот вам бы понравилось такое отношение? А бывает и такое, что вот мы к вам приехали, а вы подарите туристам что-нибудь», — делится мнением Болатбек Бейсбеков.
Галерея Б. Бейсбекова. Фото автора
Туристы для ремесленников – это возможность показать культуру своего народа и заработать. Чтобы закупать сырье и часами создавать шедевры в мастерских нужны деньги. Болатбек Бейсбеков с уважением относится к тем, что в цехах шьет корпеши и продает их на базарах. Говорит, что рукоделие должно существовать и развиваться, но ремесленничество – это другое. Такие как он, прежде всего, сохраняют традиции предков и орнаменты используют в их строгом значении.
«Наша миссия – делать работы предков на современный лад. Вот если взять шашак. У меня был белый, зеленый и голубой. Белый означал белую дорогу, зеленый о том, что росла, как трава. Голубой – это чистое небо. Иностранцы очень этим интересовались. Важно делать шашаки их цельной пряжи. Это значит, чтобы жизнь человека не оборвалась, чтобы он дольше жил. Если еще сделать косу, то это знак уважения к женщине. Узел счастья для того, чтобы счастье было дома. Шашак надо дома хранить», — рассказывает ремесленник.
Свой дом Болатбек превратил в галерею с надеждой на поддержку от Союза ремесленников. Говорит, что не прогадал. Но мог бы горы свернуть, если бы поддержка была и от государства. В Шымкенте 16 членов Союза ремесленников. Каждый мечтает, чтобы было хотя бы, как в Узбекистане, там опытные мастера не знают, что такое налоговые отчеты. Для наших же самое страшное начинается, когда пора отчитываться перед департаментом госдоходов. На бухгалтеров денег нет, а самим разобраться в налоговом кодексе сложно, поэтому многие ремесленники стараются оставаться в тени.
«Нужно сделать ремесленный аул. Важно, чтобы ремесленники работали в мастерских рядом с домом. Понимаете, мы не чиновники, мы не можем работать с 9 до 6. Мы можем ночью или утром пойти в мастерскую. Как только вдохновение и желание работать приходит, мы должны приступить к делу. У того же керамиста печка должна работать 10 часов. У нас ненормированный рабочий день.
А еще говорит Болатбек Бейсбеков, для ремесленников важны выезды за границу на выставки и конкурсы. Благодаря Союзу ремесленников, а не государству, лично он представлял свои работы и в Индии, и в Китае, и в Непале, и в Турции, и во многих других странах. Очень важно, говорит мастер, черпать вдохновение в таких поездках и встречах с единомышленниками. Это всегда меняет взгляды и открывает новые перспективы в творчестве. Правда, пока государство к этому безучастно.
На фото Икрам Рафиков. Фото автора
Художник-ювелир Икрам Рафиков почти 35 лет создает из серебра и натуральных камней уникальные украшения. Серьги, кольца, браслеты, подвески, ожерелья – каждая работа неповторимая и наполненна сакральным смыслом. Любовь к искусству у него от отца, который всю жизнь работал оформителем в городе, а потом и в театре. У отца был друг – ювелир, который в годы застоя буквально спас от исчезновения национальное ювелирное искусство, вот он и передал свое мастерство Икраму.
«После того, как я научился, я почти 10 лет отработал в театре. Стал чувствовать, что в ювелирном деле теряю руку и мне пришлось сделать выбор. Я, конечно, не считал, сколько за эти годы сделал украшений, но всегда узнаю, если увижу на ком-то свои изделия. Знаете, так приятно, что люди носят, радуются, ценят», — делится Икрам Рафиков.
На фото Икрам Рафиков. Фото автора
Ювелиры Казахстана держат высокую планку, говорит ремесленник. Это в Шымкенте к таким как он относятся, как к чудоковатым, и чаще вместо серебра с натуральными камнями ручной работы выбирают золотые изделия, отчеканенные на заводах. В Алматы его работы вызывают больший интерес, ну, а за границей у витрин казахстанских ювелиров всегда аншлаг. Такие выезды обеспечивают или личные победы в конкурсах, или предложения Союза ремесленников, или уже личный авторитет, наработанный за годы. Таких как Икрам всегда рады видеть на международных фестивалях. Правда, там бросается в глаза, что у нас ювелиров-ремесленников недооценивают.
«Если честно сказать, мы не нужны. Только года три, когда речь пошла о развитии туризма, вспомнили, что рядом с туризмом всегда ремесленники. А нам помощь нужна. Ладно, я вот оборудовал мастерскую во времянке рядом с домом, а у многих ребят такой возможности нет. Они вынуждены работать дома, а это запах, химия, вред организму. Очень многим нужна финансовая помощь, чтобы не забросить это дело. Ювелирным ремесленничеством невозможно прокормить семью. Гораздо выгоднее взять лазерный станок и печатать что-нибудь примитивное. Мы когда выезжаем в другие страны, видим, как там поддерживают ремесленников. Мы же нашим акиматам нужны только тогда, когда проводят мероприятия и нам нужно постоять. Мы выходим и стоим, чтобы гости видели наши товары, а чиновники сказали, что вот такие у нас мастера. Нам от этого выгоды нет, мы сами карабкаемся, как можем», — говорит ювелир.
Работа Икрама Рафикова. Фото автора
Несколько раз Икрам Рафиков пытался взять учеников. Правда, платить по запросам молодежи ремесленник не может. Обрадовался, говорит, когда появилась госпрограмма, позволяющая взять учеников в виде кружковой работы. Мол, на каждого деньги акимат планировал выделять. Но тут неожиданно вылезла проблема – у организаторов кружков должно быть педагогическое образование. Такого у казахстанских ювелиров нет.
«Вообще, зачем что-то придумывать для поддержки ремесленников, когда можно посмотреть на Узбекистан и позаимствовать. Там есть город мастеров. Если он работает семьей, то ему выделяется дом, на второй этаже они живот, а на первом находятся мастерская и шоурум, где он может встречать туристов. Туда привозят автобусами туристов. Заходят к ювелиру, он показывает работу, угощает их чаем, они могут что-то купить из понравившегося. Так же работают и гончары, и ткачи, и другие ремесленники. Они уже лет 50 так работают», — говорит шымкентский ювелир.
Перстень «Власть». Фото Икрама Рафикова.
Над перстнем «Власть» Икрам Рафиков работал 15 лет. Это женское украшение занимает весь указательный палец и легко сгибается при движениях. Сейчас в стране таких три перстня с разным напылением и оттенком. Каждое украшение ювелир придумывает с нуля. Чтение книг или изучение музейных экспонатов помогает создать уникальный дизайн, а потом еще месяцы уходят на то, чтобы вручную сделать из серебра каждую деталь. Не даром говорят – ювелирная работа.
«Сейчас наше ремесло держится на энтузиазме. Как бизнес — это совсем неприбыльно. К тому же очень сложно выдержать грань, чтобы искусство не превратилось только в зарабатывание денег и штамповку украшений. А на конкурсы и выставки нужно возить именно сделанные полностью вручную изделия, когда ты сам придумал, нарисовал, а потом и создал», — говорит Икрам Рафиков.
Международные фестивали, конкурсы, выставки ремесленникам необходимы как воздух, говорит ювелир. Он может часами рассказывать о своих поездках и помнит каждую деталь, когда казахское национальное ювелирное искусство срывало шквал аплодисментов и вызывало восторг у участников и зрителей. Вот только выехать из страны все сложнее и сложнее. Чтобы пройти границу, нужно собрать кучу бумаг и потратить массу нервов.
«Когда мы едем за рубеж даже по приглашению той стороны, нам сложно вывести свои работы. Мы работаем с серебром, и таможенная служба говорит, что отношение к нему, как к золоту. Хотя мы везем не заводские изделия, а лично сделанные. Но нам нужно собрать кучу бумаг. Здесь нужно принять решение на национальном уровне. Пока же, когда к нам приходит приглашение, мы идем в музей, фотографируем. В музее делают описание, что данная работа не является антиквариатом, не имеет исторической ценности и ее можно вывозить за границу. Потом с этими документами мы на таможне доказываем, что едем на выставку и не будем там продавать. Иногда легче не ехать вообще, и с каждым годом все сложнее. Тут государство могло закрепить за нами, кто занимается этим всю жизнь, статус ремесленников, и чтобы мы могли выезжать и на выставки, и продавать там свою продукцию, ведь здесь это сложно делать», — говорит Икрам Рафиков.
Пока же такой подход и невозможность выгодно продавать свои украшения бьют ремесленников по рукам. В деле остаются только самые стойкие, ведь чаще всего люди вынуждены выбирать профессию, которая позволяет кормить семью. Правда, в таких случаях из ремесленничества приходиться уходить. Поэтому умельцы и хранители национальных ценностей надеются, что на государственном уровне поддержка их мастерства будет не хуже, чем у соседей. Ведь там даже законодательно закреплено участие в выставках, фестивалях и конференциях за границей и не за счет ремесленников.
На фото ремесленные ряды в Узбекистане. Автор фото Анатолий Иванов-Вайскопф
Подспорьем для мастеров может стать «город ремесленников» по образцу соседей. Даже придумывать ничего не надо, заявляют творческие люди, а можно просто скопировать или воссоздать хотя бы какую-то часть на шымкентском городище. Несколько лет назад здесь начали масштабную реконструкцию и рекультивацию древних раскопов. Присутствие новодела объясняли тем, что будут ремесленные ряды для туристов. За три года в раскопки и строительство вложили 2 млрд 700 млн бюджетных тенге. Правда, огромных потоков туристов нет, а нынешние власти Шымкента недоумевают, куда же были потрачены такие средства, если сейчас «Шымкала» в плачевном состоянии, а ремесленные ряды канули в Лету. Акимат города намерен исправить ситуацию и наладить бойкую торговлю сувенирами и изделиями с национальным колоритом. Правда, о сроках не уточняется.
Фото автора
Сами ремесленники видят несколько вариантов решения проблем в своей сфере. Им необходима помощь с рынком сбыта. Креативный хаб частично будет решать эту проблему, но уже сейчас понятно, говорят мастера, что места в его стенах хватит не всем. Нужны ярмарки и другие локации для продажи.
Важно для ремесленников и других представителей креативной индустрии обучение. Причем очень нужны не только навыки по ведению социальных сетей, продвижению контента, брендированию продукции и основам маркетинга, но и ликбез по налогообложению. Многие боятся выйти из тени из-за страха перед отчетами для налоговых органов, а ведь именно открытая работа дает возможность мастерам претендовать на получение грантов.
Исправить ситуацию может и поток туристов, которые всегда охотно покупают изделия отечественных мастеров нежели китайские товары, которыми завалены базары. Просто туристам нужно знать, где можно найти продукцию шымкентских ремесленников.
Как воздух представителям креативной индустрии нужны выезды за границу на выставки, ярмарки, модные показы, участие в шоурумах. Пока эта возможность есть только у тех, кто состоит в Союзе ремесленников. Все остальные вынуждены делать это за свой счет. А ведь выезды это не только возможность продать свою продукцию, но и почерпнуть новые знания, веяния моды и времени и воплотить это в работах шымкентских мастеров.
Однако, прежде всего ремесленникам нужно законодательно закрепить их права и обязанности государственных органов, направленные на развитие прикладного искусства и креативной индустрии. По примеру соседей в нормативно-правовых актах можно прописать и условия выезда на заграничные выставки, и налоговые льготы, и возможности для обучения. Обозначить также обязанности мастеров по юридической регистрации, ответственности за качество, да и многое другое. Все это, по мнению представителей креативной индустрии и ремесленничества, даст им особый статус, который наделит их правами, обязанностями и позволит гордиться своим делом.
Данный материал подготовлен в рамках проекта Solutions Journalism Lab II в жанре журналистики решений и представляет собой личную точку зрения автора.
Автор материала: Марина Низовкина
Ментор: Анатолий Иванов-Вайскопф
Новости Казахстана: